23.08.2023
1036
0

Почему с отличниками в школе тоже иногда может быть сложно и что с этим делать

Дети дошкольного возраста любознательны и с удовольствием учатся новому, но все кардинально меняется, когда малыши идут в школу. Появляются такие понятия, как «двоечник», «троечник», «хорошист» и «отличник». Они формируют социальные роли и создают пропасть между детьми. Теряется тяга к знаниям, так как поощряется не усилие, а результат. Почему эта проблема актуальна и для отличников и что с этим делать, разберем в статье.

«Если будешь плохо учиться, ничего в жизни не достигнешь». Фраза, которую говорят многие родители и учителя своим детям и ученикам. Но при этом они не уточняют, что подразумевают под «плохо учиться». В итоге ребенок воспринимает это как «нужно получать одни пятерки». Если бы им объясняли суть фразы, школьники выросли бы не с синдромом отличника, а с глубоким пониманием, зачем стоит учиться в школе.

Ученики ждут! Приглашаем учителей
на направление Adults

Ищем онлайн-репетиторов с опытом преподавания, высшим образованием и уровнем языка от Upper-Intermediate.

Оставить заявку
frame 1597879794 Skyteach

Содержание:

  1. Кто такой трудный отличник
  2. Почему сложна работа с отличниками
  3. К каким проблемам может привести синдром отличника
  4. Как работать с учениками с комплексом отличника
  5. Какие упражнения давать отличникам
  6. Как работать с родителями отличников

1. Кто такой трудный отличник

Воспринимать всех отличников одинаково неправильно. Лучше рассмотреть их по условным типам:

  • Отличник по принуждению: ребенок усердно учится не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы избежать претензий от родителей и учителей.
  • Способные дети: они понимают материал достаточно легко, и зачастую им без труда удается получать высокие оценки. Такие дети часто не могут концентрироваться на занятиях из-за того, что материал усваивается быстро, и им становится скучно изучать одну и ту же тему весь урок.
  • Завоеватели: ребенок может попасть в список отличников благодаря другим навыкам, как, например, хитрость.

Советуем прочитать еще и эти статьи:

Преподавайте английский взрослым ученикам!

Вам предстоит пройти 4 шага отбора, первый из которых — рассказ о себе в формате записи голосовых сообщений.

Мы очень ждем вас в команде Skyeng!

Подробнее
frame 1597879792 Skyteach

2. Почему сложна работа с отличниками

Учеба ради оценок

Одной из первых проблем, с которыми сталкиваются отличники, — боязнь совершать ошибки. Здесь начинается затор в их развитии. Ведь именно благодаря ошибкам человек узнает новое и набирается опыта. Однако из-за боязни подвести значимых для них взрослых, дети стараются избегать ошибок и стремятся получить пятерку любым доступным способом:

  • Выпрашивание оценок. «Только по вашему предмету не хватает пятерки, остальные все на месте».
  • Механическое заучивание материала. Ребенок учит материал на короткий срок, чтобы получить пять, но через какое-то время он забывает изученное, так как целью было не усвоение материала, а получение высокой оценки.
  • Избегание сложных заданий. Отличник привык выполнять задания по шаблону или схеме, так как боится сталкиваться со сложностями.
  • Долгое принятие решений. Из-за страха совершить ошибку ребенок долго размышляет перед принятием решения.
  • Списывание и недостаток самостоятельного мышления. Избегая ошибок, отличник начинает списывать и теряет способность думать самостоятельно.

В результате снижается качества знаний.

Завышенная планка

От отличника всегда ожидают выдающихся результатов. Родители и учителя часто приводят его в пример, ожидая, что у отличника все будет идти легко, без ошибок и дополнительных объяснений.

По сравнению с другими сверстниками, отличники получают меньше похвалы, так как их успех считается само собой разумеющимся. Мало кто помнит, что любой успех требует усилий и это далеко не так просто. Чтобы стать отличником, необходимо потратить много времени и энергии. Такие высокие ожидания могут загнать ребенка в депрессию.

Страх подвести родителей и учителей заставляет школьника тратить еще больше времени на учебу. В итоге он оказывается в ловушке, где сил для продолжения в таком ритме уже не хватает, но ошибок допускать нельзя. Это приводит к тому, что ребенок ментально и физически истощается, теряя веру в себя, несмотря на все свои достижения. Даже маленькая ошибка начинает восприниматься им как нечто катастрофическое.

Оценка по внешним достижениям

Среди отличников также существуют дети, которые смотрят на других свысока, считая себя лучше. Это иногда приводит к тому, что одноклассники начинают их недолюбливать и дразнить. Однако здесь больше вина взрослых, чем ребенка.

С самого детства родители и учителя своим подходом к оценкам формируют у детей мнение: «Нужно быть лучше всех в классе/школе», «Без высоких оценок не получится поступить в вуз или найти хорошую работу», «Никаких развлечений, пока не исправишь оценку на пятерку», «Все экзамены должны быть сданы на отлично» и так далее.

Для ребенка это означает, что получение пятерки — это успех, а тройка сопровождается наказанием, так как это означает провинность. Отличники начинают думать, что хорошие оценки делают их хорошими как личность, а плохие — наоборот.

Высокомерное отношение можно иногда заметить и в отношении учителя. Если учитель допустит ошибку, и отличник это заметит, то есть вероятность, что он сделает замечание, пытаясь подчеркнуть свое превосходство, и может даже попробовать унизить учителя.

Такие дети часто не готовы принимать критику, так как на самом деле они неуверены в себе. Любая критика может разрушить их идеальный мир. Такое отношение может вызвать проблемы в общении с учителями и одноклассниками, что делает их социально изолированными. Поэтому важно, чтобы дети осознавали ценность себя и других не на основе внешних достижений.

Ребенок, которого хвалят за хорошие оценки и унижают за плохие, может подумать, что его любят за оценки, а не за личность. Часто они не могут наслаждаться своими маленькими победами и не получают от них удовольствие. Таким образом, у нас получается депрессивный ребенок с заниженной самооценкой и неусвоенным материалом.

Вам могут быть полезны и эти статьи:

3. К каким проблемам может привести синдром отличника

Исследования показывают, что синдромом отличника страдает до 30% людей. По мнению одного из первых исследователей перфекционизма и психотерапевта Дона Хамачека, главная причина возникновения нездорового перфекционизма — это сформировавшееся еще в школе отношение к оценкам. И по его мнению, главными воздействующими факторами являются родители, которые часто ругали ребенка за плохие оценки, хвалили только при больших успехах и не давали свободу выбора.

Возможная сложность 1. Так как отличники привыкли делать все идеально и не думают, что у них что-то может не получиться, для них в вузе и на работе становится сложно признать, что они могут быть не самыми лучшими.

Возможная сложность 2. Самооценка отличника зачастую зависит от окружающих, и такие дети продолжают оставаться неуверенными, даже будучи взрослыми.

Возможная сложность 3. В школе отличники учатся, чтобы получить пятерки, то есть по сути их заставляют учиться внешние мотиваторы, как, например, родительский гнев. Им не знакомо понятие самостоятельной мотивации. Поэтому во взрослой жизни таким людям приходится заставлять себя работать без «посторонней помощи».

Возможная сложность 4. Так как отличникам кажется, что все сразу нужно делать на отлично, они не умеют расставлять приоритеты и в итоге теряют фокус на важном, что на самом деле могло бы сделать их жизнь счастливее.

Возможная сложность 5. Отличники готовятся ко всему заранее, однако жизнь непредсказуема, и часто во внеплановых ситуациях люди с синдромом отличника теряются и с тревогой воспринимают происходящее.

Возможная сложность 6. Страх начинать что-то новое также присущ отличникам, так как они привыкли работать по четким инструкциям и стремиться к идеальности. В результате работать там, где требуется креативность, им становится чрезвычайно сложно.

4. Как работать с учениками с комплексом отличника

Что можно делать на уроках:

  1. Равное отношение к каждому ученику. Подходите к ученикам с уважением, без возвеличивания отличников или унижения других. Создавайте здоровую атмосферу в классе, где каждый чувствует себя ценным. Приведите примеры успешных людей, которые не обязательно были отличниками в школе, чтобы показать, что успехи не определяют их ценность.
  2. Реалистичные задачи. Поставляйте задачи, которые реально выполнимы для всех учеников. Избегайте постановки перед отличниками сложных или непосильных задач, которые могут вызвать у них стресс из-за невозможности справиться.
  3. Поддержка и поощрение. Отмечайте даже маленькие успехи каждого ученика, в том числе отличников. Поддерживайте их в их усилиях и стараниях, а не только в выдающихся результатах.
  4. Отказ от дискриминации. Не давайте отличникам больше домашних заданий, чем остальным. Оценивайте их труд так же справедливо, как и у остальных. Снижайте или не снижайте оценку из-за незначительных ошибок, таких как пропущенная запятая.
  5. Позитивное отношение к ошибкам. Стремитесь формировать у учеников понимание, что ошибки — это нормальная часть обучения. Подчеркивайте, что именно благодаря ошибкам мы можем учиться и находить новые, более интересные способы решения задач.
  6. Фокус на процессе. Отмечайте не только результат, но и способ, которым ученик пришел к нему. Подчеркивайте важность интересного и творческого выполнения заданий, а не только получения высоких оценок.
Создавая такую среду на уроках, вы поможете развить у детей здоровое отношение к обучению, повысите их самооценку и стимулируете интерес к познанию без зависимости от пятерок.

5. Какие упражнения давать отличникам

Задания, которые помогут уменьшить проявление синдрома отличника:

Упражнение 1: Работа в группах и парах

Ученикам с синдромом отличника может быть сложно доверять своим одноклассникам из-за беспокойства о возможных ошибках. Организуйте групповые задания, где каждый ученик будет выполнять свою роль.

Например, один исследует информацию, другой создает конспект, третий готовит презентацию, а четвертый представляет результат. Это позволит отличникам увидеть, что совместное участие в проекте несет пользу и дает возможность другим тоже внести ценный вклад.

Упражнение 2: Внутренняя мотивация

Чтобы уменьшить зависимость от внешней похвалы, предложите ученикам создать список вещей, которые они готовы делать ради удовольствия, а не только ради похвалы. Они могут обдумать, что их интересует в заданиях, какие навыки они хотели бы развить. Дайте им возможность заменить одно обязательное задание на что-то, что им действительно интересно. Это поможет развить внутреннюю мотивацию.

Упражнение 3: Преодоление перфекционизма

«Делать все идеально, или ничего не делать» или «Я ничего не понимаю, поэтому не буду делать». Так мыслит каждый второй перфекционист, но такое мышление приводит к стрессу и избеганию сложностей.

Помочь можно следующим образом: попросите ученика-отличника завести дневник, где каждый раз, когда будет так думать, он напишет слово «стоп». Можно использовать шаблон. Через некоторое время пусть ребенок заглянет в записи и проверит, сколько раз записывал это слово. Обсудите со школьником, как можно изменить эти мысли на более позитивные.

С отличниками второго типа (способные дети) легче работать. Для них важно подбирать задачи, которые реально их заинтересуют. Также можно постепенно усложнять им задачи, чтобы они не успевали заскучать и в итоге не отвлекались.

Эти упражнения помогут ученикам с синдромом отличника развить более гибкий подход к обучению, уменьшить зависимость от внешних оценок и похвалы, а также создать более позитивное отношение к ошибкам и творческому подходу к заданиям.

Возможно, вам будут полезны наши идеи для уроков по разным предметам:

Здесь вы найдете личные истории преподавателей Skyeng и Skysmart! Они делятся с вами успехами, переживаниями, опытом  ❤️

Читать отзывы
lyudi ch.1 67 1 Skyteach

6. Как работать с родителями отличников

Как бы учитель ни старался помочь ученику-отличнику в школе, без поддержки родителей эти старания могут оказаться бесполезными. Родителям также важно осознать все возможные негативные последствия синдрома отличника. Если вы заметили вышеперечисленные качества у ребенка, обязательно поговорите об этом с родителями. Объясните им возможные последствия, если сейчас не взяться за исправление этой проблемы.

Какие еще шаги могут предпринять взрослые дома, кроме вышеперечисленных? Поделитесь этим списком с родителями учеников.

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми или с вами в их возрасте. Так вы провоцируете чувство неполноценности и нежелание учиться.
• Давайте понять своему ребенку, что вы любите его не из-за хороших оценок, а за его личность. Безусловная родительская любовь может стать мотивацией и источником положительной самооценки.
• Не начинайте разговор с оценок, когда ребенок возвращается из школы. Проявите интерес к другим вопросам, например, что нового узнал в школе, что было интересно, и наоборот, и т. д.
• Позволяйте ему иметь свободное время от учебы. Объясните, что отдых важен и нужен для восстановления сил. Распределяйте нагрузку, если понимаете, что ее слишком много.
• Награждайте их не подарками и обещаниями, а похвалой. Такие награды поднимают внешнюю мотивацию, и ребенок учится, только чтобы получить моментальное вознаграждение.
• Если ребенок не справляется с одним из предметов, обратите его внимание на те, которые даются без особых проблем.
• При выборе дополнительных занятий ориентируйтесь на реальные интересы ребенка, а не на собственные амбиции.

Никто не спорит о том, что хорошая успеваемость в школе важна. Но синдром отличника еще никого не сделал счастливым. Объясните своим ученикам, что невозможно знать все, всегда найдется то, чего мы не знаем. Куда важнее воспитать настоящего человека, которого ценят не только за хорошие отметки в дневнике.

Коллеги, а с кем вам труднее работать: с отличниками или двоечниками?
Поделитесь в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×