Без знаний морфем и морфемного строя языка школьники не смогут грамотно писать. Проработать тему с учениками 5 класса поможет наш план-конспект урока по русскому языку «Морфемика. Понятие о морфеме».
Содержание:
- Цель урока
- Ожидаемые результаты
- Разминка
- Повторение
- Целеполагание
- Актуализация знаний
- Применение знаний в новой ситуации
- Итог урока
- Домашнее задание
- Рефлексия
Цель урока
- познакомить учеников с разделом науки о языке, изучающим морфемы;
- повторить ранее изученное о частях слова;
- совершенствовать умение школьников находить составные части слов;
- научить ребят проводить морфемный разбор слова;
- воспитывать культуру общения, сотрудничества, ответственность за результаты коллективного труда;
- учить школьников критично относиться к собственному мнению.
Ожидаемые результаты обучения
Личностные
- осознавать значимость выделения морфем в слове для грамотного письма;
- иметь ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
- желать приобретать новые знания и умения;
- уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности.
Метапредметные
- уметь устанавливать преемственные связи прежних и новых знаний и применять их в новых ситуациях;
- реализовывать различные способы действия;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Предметные
- систематизировать знания о частях слова;
- овладеть порядком морфемного разбора;
- уметь применять алгоритм обозначения морфем;
- познакомиться со значением некоторых морфем.
Другие статьи Skyteach по русскому языку:
Разминка
Угадайте, какое слово спряталось.
- У него приставка, как у слова переждать.
- У него корень, как у слова раздумье.
- У него два суффикса: первый, — как у слова брать, второй — суффикс, образующий прошедшее время глагола.
- Окончание, как у слова сын.
Повторение
Как называются разделы науки о языке:
- Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
- Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)
- Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексика)
Целеполагание
Обозначьте на доске условные обозначения морфем.
Ответьте на вопросы:
- Что это за обозначения? (Части слова)
- Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Какое? (Морфемы)
- Знаете ли вы, какой раздел науки о языке их изучает? (Морфемика)
- Какие задачи мы поставим на урок?
Друзья! Задача наша такова —
Откроем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
(П. Чесноков)
Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь. (Морфема. Морфемика)
Актуализация знаний
Часть 1. Работа со стихотворением
Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова.

А теперь обобщите рассмотренный материал. (Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание — имеют общее название – морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика).
Часть 2. Фронтальная беседа по вопросам
- Что такое морфема?
- Для чего служат приставки и суффикс?
- Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
- Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
Часть 3. Терминологический диктант с самопроверкой
Приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова, морфема, морфемный разбор.
Часть 4. Задания по картинке
Вопросы по картинке:
- Что там, на дереве, вместо флага?
- Почему эта морфема в образе птицы? Какая ещё морфема летает над островом и почему?
- Чем занимается эта морфема? Почему ей нравится этот вид спорта?
- Какие морфемы ссорятся? Почему?
- Какие ещё морфемы похожи друг на друга? Чем это объяснить?
- Почему одна из морфем в очках? Как это связано с её значением?
- Почему эти морфемы не гуляют по острову сами по себе? (Они составили слова).
Применение знаний в новой ситуации
Задание 1
А теперь вы сами соберите слова из морфем: рас-, -сказ-, -чик; лет-, -е-, -ть; матрос-, -ск-, -ий; улыб-, -а-, -ешь-, -ся; о-, -добр-, -и-, -тель-, -н-, -о. Из них надо собрать пять слов (рассказчик, лететь, матросский, улыбаешься, одобрительно) и разобрать их по составу.
Прокомментируйте особенности написания каждого слова: двойные согласные на стыке морфем, написание приставки рас-, окончания -ешь, суффикса наречий -о и т. д.
Задание 2
Прочитаем в учебнике о порядке морфемного разбора. Теперь необходимо составить алгоритм действий при выполнении морфемного разбора.

Задание 3
Разберите слова по составу. Выделяя приставки и суффиксы, объясняйте значение морфемы: небольшого, въедет, гвоздиком, рубашонка, парашютный, маршрутчик, мечтательный.
Докажите, что данные слова однокоренные, выделите корень: вижу — увидеть, видно, предвидеть, предвидеть.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Какие морфемы в слове являются значимыми?» (Корень, приставка, суффикс)
Физминутка
Встанем — глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Задание 4
Чтобы узнать, какое значение морфема придаёт слову, выполните задания.
- Вспомните и запишите слова с суффиксом –онок-. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т. д.)
- Прочитайте слова и объедините их попарно. Добавьте ещё по одному-два слова по этим же признакам.
Прибежал, рыбка, колосок, огородник, волосок, колхозник, шубка, прицепил.
- Рыбка, шубка — это имена существительные. У них одинаковый суффикс –к-.
- Колосок, волосок — это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-.
- Огородник, колхозник — это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.
Задание 5
За одну минуту составьте как можно больше слов с корнем -вод— при помощи приставок и суффиксов. У кого слов больше, тот и победил.
Итог урока
- Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?
- Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.
- Какие значения придают слову морфемы?
Домашнее задание
Найдите ответы на вопросы:
- Почему оба разбора слова розовый верны:
а) роз-ов-ый; б) розов-ый?
- Почему оба разбора слова бабка верны:
а) баб-к-а; б) бабк-а?
- Как в нашем языке появились слова окно, весна, волна? Связано ли их появление со словами око, светить, валить (с ног)?
- Найдите корень в слове вспоминать:
а) -мин-; б) -помин-; в) -м-.
- Как связаны слова создать и здание со словом глина?
Рефлексия
Отгадайте загадку:
Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,
Вся же — в дневнике я и в журнале.
(О-цен-к-а)
Оцените свою работу на уроке, ответив на вопросы:
- Что вы делали на уроке?
- Что нового узнали?
- Что было интересным, неинтересным, сложным, легко выполнимым?
- Проанализировав сегодня работу на уроке, подумайте: что ещё вам надо повторить, подучить, над чем ещё следует поработать?
Хотелось бы по тестовой части ОГЭ материал для подготовки и закрепления.
морфологический разбор местоимений 6 кл
спасибо!нужны планы 5-9 кл по яз и лит-ре браво!!!