Рэп как речевой тренажёр: finetune your students’ rhythm & linking под олдскульный бит

It takes two

Представьте, что речь — это танец, а слова — шаги. Linking это плавные, скользящие движения от одного шага к другому. А ритм — это музыка, под которую вы танцуете. Без музыки шаги становятся робкими, отдельными, неуверенными. Нет общего потока. Отсутствие ритма напрямую и сильно влияет на linking — и чаще всего мешает ему.

В естественной речи мы говорим не отдельными словами, а смысловыми группами (thought groups). Если нет ритма, ученик произносит каждое слово с одинаковым промежутком и интенсивностью. В таком режиме linking физически невозможен, потому что между словами создаётся искусственная пауза, а каждое слово артикулируется изолированно.

Baby steps

Чтобы подготовить речевой аппарат и научиться плавно переходить от одного слова к другому, начните с простых упражнений. Попросите ученика прочитать диалог или текст, отбивая ритм (можно карандашом по столу, можно пальцами по ладошке, можно прям хлопать, но не сильно — оставим это мартышке с тарелками из мема).

Цель — делать акцент на content words, редуцировать functions words и объединять слова в группы, создавая фонетическое слияние.

Insane in the brain

Чем хорош именно рэп, чтобы оттачивать ритм и linking? Первая причина очевидна. Рэп — это бит. Чтобы «попасть в бит», языку, губам и дыханию приходится автоматически применять правила связывания и редукции. Вторая причина — рэперы, особенно в быстрых куплетах, жертвуют чёткостью отдельных слов ради ритма и потока, что как раз имитирует естественную речь.

Третья причина — чтобы успевать за темпом, речевой аппарат вынужден автоматически применять правила linking, тем самым тренируя мышечную память. Ритм рэпа заставляет нас группировать слова вместе, а не произносить их по отдельности. Четвёртая причина — не каждый ученик захочет распевать песни на уроке (даже если он любит караоке по пятницам), а вот зачитать пару куплетов под крутой бит сможет и даже захочет любой.

Пятая причина: рэп — это не всегда про агрессию, насилие и криминал. Рэп может быть остросоциальным, юморным и даже романтичным. Выбрав правильную песню, вы не только потренируете различные фонетические фишки, но и сможете обсудить сам текст, его смысл и значение.

Disclaimer! Рэп — это иногда немного или очень сильно 18+. Обсценная лексика, довольно специфический сленг и откровенный street talk. Также учитывайте, что многие рэперы используют достаточно колоритный диалект, поэтому учить по нему язык для поступления в Йель, конечно, не стоит.

Welcome to the candy shop

Кого же выбрать для главного упражнения среди великого разнообразия артистов? Я — миллениал, и выросла на таких исполнителях, как Lauren Hill, TLC, Tupac, Notorious B.I.G., Will Smith и Mya (хотя она всё же больше R&B-исполнительница, у неё есть треки с классными рэп-ставками), поэтому советую начать именно с них.

А ещё потому, что у старой школы есть очень важная особенность. Что же это? Чёткая дикция. Ян Таг, конечно, крут, но его не понимают даже самые верные фанаты. Также олдскульные рэперы мастерски расставляют акценты, имеют выразительную речь, создают фантастический linking, дают идеальный ритм (но не все, об этом — ниже) и хорошо интонируют речь.

Can’t touch this

В 99% на вопрос «Какой рэп тебе нравится?» ученики упоминают Эминема, Снуп Догга и Дрейка. Это отличный и в то же время ужасный выбор. Эминем выстреливает слова на сверхзвуковой скорости. Это его фишка, но для ученика она может стать непреодолимой стеной.

А у Снупа особенный ритм. Он метрономически неровный. Он «плавает» поверх бита, отстаёт от него и опережает его (это называется layback). Повторить это, не чувствуя музыку, очень сложно.

Дрейк читает медленнее Эминема и быстрее Снупа, но ему свойственны недоговорки, такой mumbling, где он уходит в расслабленную неразборчивую манеру речи, что не лучший пример для ученика, который только учится связывать слова.

The good stuff

КтоЧтоПочему
Лорин Хилл«Everything Is Everything»Лорин Хилл — эталон чёткости. Она поёт и читает с идеальной артикуляцией, будто объясняет что-то очень важное. Отлично подходит для самых первых шагов.
Уилл Смит«Gettin’ Jiggy wit It»Уилл Смит идеально подойдёт для отработки базового ритма и linking без лишнего шума. У него простые фразы и чёткий бит.
TLC«No Scrubs» или «Waterfalls»Lisa Left Eye славилась максимально быстрой речью, почти на уровне скороговорки, но в этих двух треках скорость в пределах нормы.
Тупак«Changes»Тупак использует ровную, почти декламационную интонацию, он строго следует биту, расставляя смысловые акценты на ударных слогах. В треке масса linking, редукций и ассимиляций.
Майя  «Case of the Ex»У Майи разговорно-певческая манера исполнения, что идеально подходит для отработки расслабленного linking. Она произносит слова мягко, без резких акцентов, что помогает уловить, как слова сливаются в естественной, нефорсированной речи.
Бонус: если ученик всё же настаивает на Эминеме, возьмите «Lose Yourself» или «Mockingbird». Никаких «Rap God» и «Godzilla»!

Whatcha gonna do

Недостаточно просто слушать. Нужно активно работать с текстом, ну и буквально работать языком и губами. Найдите текст выбранного трека, прослушайте небольшой отрывок, обращая внимание на то, как слова связываются. Ничего страшного, если ученик плохо или совсем не знает правил linking. Он может действовать интуитивно.

Например, вместо «That’s just the way it is» он услышит «Tha(t)s-ju-s-thə-way-(w)i(t)-iz». Объясните, почему это происходит. Далее ученик должен повторить этот отрывок без исполнителя, чтобы речевой аппарат привык к новому формату произношения. Можно начать с медленного темпа, постепенно наращивая скорость. Не забываем про ладошки.

Наконец, ученик должен повторить отрывок одновременно с исполнителем, стараясь максимально точно копировать его произношение, ритм и linking. Можно проанализировать весь трек целиком, подчеркнув и выделив места, где происходит linking, как расставляются акценты и плавает интонация. 

И да, я категорически советую прочитать хотя бы один куплет вместе!

Old school wisdom

Как говаривал The Notorious B.I.G.: «It was all a dream…». Для многих учеников беглая, связная речь действительно кажется несбыточной мечтой. Но, как показывает практика, эта мечта достижима. И один из самых неочевидных, но мощных инструментов для её воплощения всегда был у них в наушниках. Так что дайте биту сделать свою работу. The rest, as they say, is history.

Готовы использовать этот и другие нестандартные подходы в преподавании? Нам по пути! Переходите по ссылке, чтобы оставить заявку на преподавание, и расскажите, какого исполнителя вы бы добавили в наш методический плейлист.

Заглавное изображение статьи с сайта Shutterstock.com

Добавить в закладки
Поделиться

Добавить комментарий

Сообщения публикуются после после проверки модератором..

×
Доступ в личный кабинет
временно ограничен.
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies
OK