Рэп как речевой тренажёр: finetune your students’ rhythm & linking под олдскульный бит
It takes two
Представьте, что речь — это танец, а слова — шаги. Linking — это плавные, скользящие движения от одного шага к другому. А ритм — это музыка, под которую вы танцуете. Без музыки шаги становятся робкими, отдельными, неуверенными. Нет общего потока. Отсутствие ритма напрямую и сильно влияет на linking — и чаще всего мешает ему.
В естественной речи мы говорим не отдельными словами, а смысловыми группами (thought groups). Если нет ритма, ученик произносит каждое слово с одинаковым промежутком и интенсивностью. В таком режиме linking физически невозможен, потому что между словами создаётся искусственная пауза, а каждое слово артикулируется изолированно.
Baby steps
Чтобы подготовить речевой аппарат и научиться плавно переходить от одного слова к другому, начните с простых упражнений. Попросите ученика прочитать диалог или текст, отбивая ритм (можно карандашом по столу, можно пальцами по ладошке, можно прям хлопать, но не сильно — оставим это мартышке с тарелками из мема).
Insane in the brain
Чем хорош именно рэп, чтобы оттачивать ритм и linking? Первая причина очевидна. Рэп — это бит. Чтобы «попасть в бит», языку, губам и дыханию приходится автоматически применять правила связывания и редукции. Вторая причина — рэперы, особенно в быстрых куплетах, жертвуют чёткостью отдельных слов ради ритма и потока, что как раз имитирует естественную речь.
Третья причина — чтобы успевать за темпом, речевой аппарат вынужден автоматически применять правила linking, тем самым тренируя мышечную память. Ритм рэпа заставляет нас группировать слова вместе, а не произносить их по отдельности. Четвёртая причина — не каждый ученик захочет распевать песни на уроке (даже если он любит караоке по пятницам), а вот зачитать пару куплетов под крутой бит сможет и даже захочет любой.
Пятая причина: рэп — это не всегда про агрессию, насилие и криминал. Рэп может быть остросоциальным, юморным и даже романтичным. Выбрав правильную песню, вы не только потренируете различные фонетические фишки, но и сможете обсудить сам текст, его смысл и значение.
Welcome to the candy shop
Кого же выбрать для главного упражнения среди великого разнообразия артистов? Я — миллениал, и выросла на таких исполнителях, как Lauren Hill, TLC, Tupac, Notorious B.I.G., Will Smith и Mya (хотя она всё же больше R&B-исполнительница, у неё есть треки с классными рэп-ставками), поэтому советую начать именно с них.
А ещё потому, что у старой школы есть очень важная особенность. Что же это? Чёткая дикция. Ян Таг, конечно, крут, но его не понимают даже самые верные фанаты. Также олдскульные рэперы мастерски расставляют акценты, имеют выразительную речь, создают фантастический linking, дают идеальный ритм (но не все, об этом — ниже) и хорошо интонируют речь.
Can’t touch this
В 99% на вопрос «Какой рэп тебе нравится?» ученики упоминают Эминема, Снуп Догга и Дрейка. Это отличный и в то же время ужасный выбор. Эминем выстреливает слова на сверхзвуковой скорости. Это его фишка, но для ученика она может стать непреодолимой стеной.
А у Снупа особенный ритм. Он метрономически неровный. Он «плавает» поверх бита, отстаёт от него и опережает его (это называется layback). Повторить это, не чувствуя музыку, очень сложно.
Дрейк читает медленнее Эминема и быстрее Снупа, но ему свойственны недоговорки, такой mumbling, где он уходит в расслабленную неразборчивую манеру речи, что не лучший пример для ученика, который только учится связывать слова.
The good stuff
| Кто | Что | Почему |
| Лорин Хилл | «Everything Is Everything» | Лорин Хилл — эталон чёткости. Она поёт и читает с идеальной артикуляцией, будто объясняет что-то очень важное. Отлично подходит для самых первых шагов. |
| Уилл Смит | «Gettin’ Jiggy wit It» | Уилл Смит идеально подойдёт для отработки базового ритма и linking без лишнего шума. У него простые фразы и чёткий бит. |
| TLC | «No Scrubs» или «Waterfalls» | Lisa Left Eye славилась максимально быстрой речью, почти на уровне скороговорки, но в этих двух треках скорость в пределах нормы. |
| Тупак | «Changes» | Тупак использует ровную, почти декламационную интонацию, он строго следует биту, расставляя смысловые акценты на ударных слогах. В треке масса linking, редукций и ассимиляций. |
| Майя | «Case of the Ex» | У Майи разговорно-певческая манера исполнения, что идеально подходит для отработки расслабленного linking. Она произносит слова мягко, без резких акцентов, что помогает уловить, как слова сливаются в естественной, нефорсированной речи. |
Whatcha gonna do
Недостаточно просто слушать. Нужно активно работать с текстом, ну и буквально работать языком и губами. Найдите текст выбранного трека, прослушайте небольшой отрывок, обращая внимание на то, как слова связываются. Ничего страшного, если ученик плохо или совсем не знает правил linking. Он может действовать интуитивно.
Например, вместо «That’s just the way it is» он услышит «Tha(t)s-ju-s-thə-way-(w)i(t)-iz». Объясните, почему это происходит. Далее ученик должен повторить этот отрывок без исполнителя, чтобы речевой аппарат привык к новому формату произношения. Можно начать с медленного темпа, постепенно наращивая скорость. Не забываем про ладошки.
Наконец, ученик должен повторить отрывок одновременно с исполнителем, стараясь максимально точно копировать его произношение, ритм и linking. Можно проанализировать весь трек целиком, подчеркнув и выделив места, где происходит linking, как расставляются акценты и плавает интонация.
И да, я категорически советую прочитать хотя бы один куплет вместе!
Old school wisdom
Как говаривал The Notorious B.I.G.: «It was all a dream…». Для многих учеников беглая, связная речь действительно кажется несбыточной мечтой. Но, как показывает практика, эта мечта достижима. И один из самых неочевидных, но мощных инструментов для её воплощения всегда был у них в наушниках. Так что дайте биту сделать свою работу. The rest, as they say, is history.
Заглавное изображение статьи с сайта Shutterstock.com
Алина Валеева
Тамара Жицкая
Юлия Сорокина