CEFR выделяет 7 составляющих медиативной деятельности, направленных на работу с текстом. Чтобы развивать умения медиации у студентов по всем 7 аспектам, используйте задания из этой статьи. Упражнения универсальны, они подойдут при изучении любой темы и для любого текста.
Другие похожие статьи:
Содержание:
Медиация текста
В официальных дескрипторах CEFR приводятся характеристики аспектов медиативной деятельности (mediation activities). Подробные описания, которые помогут вам создавать свои упражнения, приводим ниже.
Relaying specific information (выборочная передача информации)
Связь с другими видами речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение.
Виды данных, которые должен уметь передавать студент:
- даты, время, цены;
- инструкции;
- информация из путеводителей, брошюр, статей, отчётов.
Примерные ситуации, в которых умение необходимо:
- сообщить план действий другу, ребёнку, родителю и др.;
- помочь иностранному туристу;
- быстро сообщить коллегам важную информацию.
Explaining data (объяснение содержания текста)
Связь с другими видами речевой деятельности: чтение, говорение, письмо.
Типы информации, которые должен уметь передавать студент:
- различные виды диаграмм, таблицы, их анализ;
- прогноз погоды;
- статистика и комментарий к представленным данным.
Примерные ситуации, в которых умение необходимо:
- выступление с презентацией на конференции или собрании;
- объяснение выбранных данных диаграммы, прогноза погоды, статистики другу, коллеге, членам семьи и др.
Processing text (понимание основного содержания и обработка текста)
Связь с другими видами речевой деятельности: чтение, говорение, письмо.
Действия, которые должен уметь выполнять студент:
- обобщить основные идеи текста;
- объединить информацию из разных источников;
- объяснить собеседнику основные цели, идеи исходного текста.
Примерные ситуации, в которых умение необходимо:
- подготовка презентации для выступления перед одноклассниками, коллегами, клиентами и др.;
- рекомендация книги, статьи, видео или фильма собеседнику;
- аргументирование своей позиции с помощью информации из прочитанных источников;
- объяснение трудной для понимания информации из источника другу, коллеге, членам семьи и др.
Translating a written text (перевод написанного текста)
Связь с другими видами речевой деятельности: чтение, говорение.
Типы информации, которые нужно уметь переводить:
- объявления;
- письма и сообщения в электронной форме.
Действия, которые должен уметь выполнять студент:
- перевести текст в общей форме, близко к тексту;
- выделить основную информацию в переводимом тексте;
- выделить детали (на более высоких уровнях).
Примерные ситуации, в которых умение необходимо:
- передать иностранному коллеге текст сообщения или помочь с его пониманием;
- передать содержание объявления, вывески, статьи или постера человеку, который не владеет языком оригинала (например, в путешествии).
Note-taking(конспектирование)
Связь с другими видами речевой деятельности: аудирование, письмо.
Действия, которые должен уметь выполнять студент:
- создать конспект по знакомой теме;
- создать конспект по незнакомой или сложной теме;
- законспектировать выступление с низким темпом речи и чёткой артикуляцией говорящего (на низких уровнях);
- законспектировать выступление с высоким темпом речи;
- выполнить краткий конспект;
- выполнить конспект в форме связного развёрнутого текста (для высоких уровней);
- отбирать информацию, которая будет включена в конспект.
Expressing a personal response to creative texts (выражение личного мнения по прочитанному тексту)
Связь с другими видами речевой деятельности: чтение, письмо, говорение.
Действия, которые должен уметь выполнять студент:
- объяснять, что понравилось или заинтересовало в прочитанном тексте;
- описывать персонажей или героев и говорить, кто из персонажей близок;
- соотносить прочитанное и собственный опыт;
- определять чувства и эмоции героев или автора и соотносить их со своими чувствами и эмоциями;
- интерпретировать целый текст или его части.
Analysis and criticism of creative texts (анализ текста)
Связь с другими видами речевой деятельности: чтение, письмо.
Действия, которые должен уметь выполнять студент:
- сравнивать различные тексты и работы по теме;
- выражать аргументированное мнение о прочитанном;
- анализировать события, идеи, использованные автором приёмы.
Алгоритм работы над аспектами медиативной деятельности
Для развития умения медиации у учеников используйте план действий:
- Выберите аспект, над которым вы хотите работать на уроке. Отбор аспектов рекомендуем проводить для каждого ученика или группы в соответствии с целями обучения.
- Выберите типичную ситуацию на основе предложенного списка в таблице. Выбирайте ситуации, с которыми студент действительно может столкнуться. На одном уроке вы можете выбрать как одну, так и несколько ситуаций.
- Подберите текст. Источником может быть выбранный УМК, а также аутентичный текст.
- Подберите упражнения.
Для развития умения медиации текстов вы можете использовать на уроках следующие упражнения.
Аспект 1. Выборочная передача информации
Упражнение 1. Meeting/party details
Ученики слушают короткую аудиозапись, в которой назван один из фактов о предстоящей встрече или вечеринке. Задача — услышать один факт, а затем передать его другим так, чтобы было понятно, где и когда пройдёт событие.
Если вы работаете с парами или группами, то каждый слушает аудио отдельно в наушниках. Если вы работаете индивидуально, то вам понадобятся две аудиозаписи, которые вы слушаете по отдельности с учеником.
T: Each student has a personal audio. Listen to your audio and…
- S1: remember the date of the meeting.
- S2: remember the time.
- S3: remember the place.
Примеры аудиозаписей:
Упражнение 2. Guidebooks
Проведение упражнения и его задачи в целом те же, что и у предыдущего, но материалом служат туристические брошюры, а не аудиозаписи.
T: Each student has a personal booklet. Read and…
S1: find the date of the meeting.
S2: find the time.
S3: find the place.
Аспект 2. Объяснение содержания текста
Упражнение 3. Emoji messages
Студенты получают зашифрованные с помощью эмодзи сообщения. Задача — разгадать сообщение. Пример:
T: Look at the messages coded with emojis. Decode the messages and write them down.
Возможные ответы:
- More than 45% of teenagers prefer playing computer games.
- The most popular travel destinations are the USA and Canada
- Watermelon is twice more popular than cherry in summer.
Важно! Вы можете начать с сообщений, в которых только одно слово или выражение зашифровано с помощью смайла. Затем количество смайликов можно увеличивать постепенно, пока сообщение не будет зашифровано полностью.
Упражнение 4. Analyse the statistics
Студенты получают вопрос, на который необходимо найти ответ в статистических данных. Задача — изучить и проанализировать два результата опросов и ответить на вопрос. Примеры вопросов и статистических данных:
Вопрос | Ссылки на результаты опросов |
What do teenagers prefer doing in their free time? | Survey 1, survey 2 |
Why do people prefer working online? | Survey 1, survey 2 |
What were the most popular travel destinations in 2015–2020? | Survey 1, survey 2 |
Аспект 3. Понимание основного содержания и обработка текста
Упражнение 4. Make it shorter!
Каждый студент получает текст статьи, при этом тема текстов одна. Задача — обвести или выделить цветом только данные, подходящие для короткого поста в соцсетях по той же теме.
Пример:
T: You have to find some information to write a short post on the topic «Are you for CCTV-cameras?». Read the article on the topic and circle/highlight the information that will be necessary to mention in your post.
Упражнение 5. My book recommendation
Ученики получают аннотацию к книге английского или американского писателя. Задача — передать содержание аннотации так, чтобы заинтересовать собеседника.
T: Read the annotation to the book. Using the text, recommend the book to your partner/child/colleague, so that they are interested in reading it.
Аннотации вы можете найти на сайте HarperCollins, а также на сайтах других зарубежных издательств.
Аспект 4. Перевод написанного текста
Упражнение 6. Read the announcements
Студенты видят несколько объявлений на русском языке. Задача — за 15 секунд объяснить иностранцу, о чём идёт речь в объявлении.
T: Look at the written announcements in Russian. Tell what they are about in English. You have 15 seconds for each announcement.
Объявления вы можете найти в интернете, а также сфотографировать в магазинах и на улицах города.
Упражнение 7. Compare in Russian and in English
Ученики получают два коротких текста на одну тему. Задача — сравнить содержание текста на русском и на английском и заполнить сравнительную таблицу.
T: Read the two texts on the same topic in English and in Russian. Compare them and complete the table.
Title of the article | 2–3 similarities | 1–3 differences |
Пример:
Topic — opinions on the film «Bridget Jones: Mad About the Boy». Text 1, text 2.
Больше полезных статей:
Аспект 5. Конспектирование
Упражнение 8. Watch the lecture in English and complete the notes
The topic | |
The main question of the talk | |
3 key points/ideas | |
1–2 data from some research | |
The conclusion |
Аспект 6. Выражение личного мнения по прочитанному тексту
Упражнение 9. Same story!
Задача — после прочтения текста выбрать имена тех персонажей, у которых жизненные события совпадают с событиями из жизни студента.
T: Write the names of the characters who…
has the same educational path as you | |
lives in the same type of house/apartment as you | |
has the same personality traits | |
prefers the same food |
Таблица дана для примера. В зависимости от текста вы можете задать другие параметры.
Аспект 7. Анализ текста
Упражнение 10. Find something beautiful
Задача — после чтения текста найти и выделить необычные или интересные выражения, слова, идиомы, использованные автором.
T: Look at the text again. Find unusual/interesting expressions used by the author.
Unusual / new words | |
Expressions | |
Idioms | |
Emotional constructions |