CEFR выделяет 7 составляющих медиативной деятельности, направленных на работу с текстом. Чтобы развивать умения медиации у студентов по всем 7 аспектам, используйте задания из этой статьи. Упражнения универсальны, они подойдут при изучении любой темы и для любого текста.

Другие похожие статьи:

Содержание:

Медиация текста

В официальных дескрипторах CEFR приводятся характеристики аспектов медиативной деятельности (mediation activities). Подробные описания, которые помогут вам создавать свои упражнения, приводим ниже.

Relaying specific information (выборочная передача информации)

Связь с другими видами речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение.

Цель — выбор информации, необходимой именно в момент чтения. Акцент смещён с основной идеи текста на конкретную информацию. После быстрого выборочного чтения текста нужно передать выбранную информацию собеседнику. 

Виды данных, которые должен уметь передавать студент:

  • даты, время, цены;
  • инструкции;
  • информация из путеводителей,  брошюр, статей, отчётов.

Примерные ситуации, в которых умение необходимо:

  • сообщить план действий другу, ребёнку, родителю и др.;
  • помочь иностранному туристу;
  • быстро сообщить коллегам важную информацию.

Explaining data (объяснение содержания текста)

Связь с другими видами речевой деятельности: чтение, говорение, письмо.

Цель — трансформация графической информации и её передача в устной форме. 

Типы информации, которые должен уметь передавать студент:

  • различные виды диаграмм, таблицы, их анализ;
  • прогноз погоды;
  • статистика и комментарий к представленным данным.

Примерные ситуации, в которых умение необходимо:

  • выступление с презентацией на конференции или собрании;
  • объяснение выбранных данных диаграммы, прогноза погоды, статистики другу, коллеге, членам семьи и др.

Processing text (понимание основного содержания и обработка текста)

Связь с другими видами речевой деятельности: чтение, говорение, письмо.

Цель — понимание информации и/или мнения в тексте, а также её перенос в другой текст в изменённой форме. Акцент делается на переформулировке и сжатии исходного текста. Аспект связан с умением чтения с полным пониманием прочитанного (reading for detail). 

Действия, которые должен уметь выполнять студент:

  • обобщить основные идеи текста;
  • объединить информацию из разных источников;
  • объяснить собеседнику основные цели, идеи исходного текста.

Примерные ситуации, в которых умение необходимо:

  • подготовка презентации для выступления перед одноклассниками, коллегами, клиентами и др.;
  • рекомендация книги, статьи, видео или фильма собеседнику;
  • аргументирование своей позиции с помощью информации из прочитанных источников;
  • объяснение трудной для понимания информации из источника другу, коллеге, членам семьи и др.

Translating a written text (перевод написанного текста)

Связь с другими видами речевой деятельности: чтение, говорение.

Цель — устный или письменный перевод написанного текста. Акцент делается на спонтанность перевода.

Типы информации, которые нужно уметь переводить:

  • объявления;
  • письма и сообщения в электронной форме.

Действия, которые должен уметь выполнять студент:

  • перевести текст в общей форме, близко к тексту;
  • выделить основную информацию в переводимом тексте;
  • выделить детали (на более высоких уровнях).

Примерные ситуации, в которых умение необходимо:

  • передать иностранному коллеге текст сообщения или помочь с его пониманием;
  • передать содержание объявления, вывески, статьи или постера человеку, который не владеет языком оригинала (например, в путешествии).

Note-taking(конспектирование)

Связь с другими видами речевой деятельности: аудирование, письмо.

Цель — написание конспекта лекции, семинара, встречи или собрания. Акцент делается на связности и логичности созданного текста.

Действия, которые должен уметь выполнять студент:

  • создать конспект по знакомой теме;
  • создать конспект по незнакомой или сложной теме;
  • законспектировать выступление с низким темпом речи и чёткой артикуляцией говорящего (на низких уровнях);
  • законспектировать выступление с высоким темпом речи;
  • выполнить краткий конспект;
  • выполнить конспект в форме связного развёрнутого текста (для высоких уровней);
  • отбирать информацию, которая будет включена в конспект.

Expressing a personal response to creative texts (выражение личного мнения по прочитанному тексту)

Связь с другими видами речевой деятельности: чтение, письмо, говорение.

Цель — выражение отношения к прочитанному тексту. Аспект необходим в контексте обучения в школе или на курсах и связан с формированием критического мышления. 

Действия, которые должен уметь выполнять студент:

  • объяснять, что понравилось или заинтересовало в прочитанном тексте;
  • описывать персонажей или героев и говорить, кто из персонажей близок;
  • соотносить прочитанное и собственный опыт;
  • определять чувства и эмоции героев или автора и соотносить их со своими чувствами и эмоциями;
  • интерпретировать целый текст или его части.

Analysis and criticism of creative texts (анализ текста)

Связь с другими видами речевой деятельности: чтение, письмо.

Цель — анализ и интерпретация текстов разных жанров. Аспект наиболее актуален для тех, кто учится в старшей школе или в вузе.

Действия, которые должен уметь выполнять студент:

  • сравнивать различные тексты и работы по теме;
  • выражать аргументированное мнение о прочитанном;
  • анализировать события, идеи, использованные автором приёмы.

Кто помогает преподавателям Skyeng:
4 основные службы

Рассказываем о службах методической, технической, психологической поддержки

Узнать подробно
banner help 4 Медиа Skyeng

Алгоритм работы над аспектами медиативной деятельности 

Для развития умения медиации у учеников используйте план действий:

  1. Выберите аспект, над которым вы хотите работать на уроке. Отбор аспектов рекомендуем проводить для каждого ученика или группы в соответствии с целями обучения.
  2. Выберите типичную ситуацию на основе предложенного списка в таблице. Выбирайте ситуации, с которыми студент действительно может столкнуться. На одном уроке вы можете выбрать как одну, так и несколько ситуаций.
  3. Подберите текст. Источником может быть выбранный УМК, а также аутентичный текст.
  4. Подберите упражнения.

Для развития умения медиации текстов вы можете использовать на уроках следующие упражнения.

Аспект 1. Выборочная передача информации

Упражнение 1. Meeting/party details

Ученики слушают короткую аудиозапись, в которой назван один из фактов о предстоящей встрече или вечеринке. Задача — услышать один факт, а затем передать его другим так, чтобы было понятно, где и когда пройдёт событие.

Если вы работаете с парами или группами, то каждый слушает аудио отдельно в наушниках. Если вы работаете индивидуально, то вам понадобятся две аудиозаписи, которые вы слушаете по отдельности с учеником. 

T: Each student has a personal audio. Listen to your audio and…

  • S1: remember the date of the meeting.
  • S2: remember the time.
  • S3: remember the place.

Примеры аудиозаписей:

Лайфхак! Аудио в примере сгенерированы нейросетью TTSMaker. Вы можете использовать и аудио к вашему учебнику, но разделить его на несколько частей, содержащих разные факты. Разделить аудиофайл можно на сайте Online MP3 Cutter.

Упражнение 2. Guidebooks

Проведение упражнения и его задачи в целом те же, что и у предыдущего, но материалом служат туристические брошюры, а не аудиозаписи.

T: Each student has a personal booklet. Read and…
S1: find the date of the meeting.
S2: find the time.
S3: find the place.

Аспект 2. Объяснение содержания текста

Упражнение 3. Emoji messages

Студенты получают зашифрованные с помощью эмодзи сообщения. Задача — разгадать сообщение. Пример:

T: Look at the messages coded with emojis. Decode the messages and write them down.

Возможные ответы:

  1. More than 45% of teenagers prefer playing computer games.
  2. The most popular travel destinations are the USA and Canada
  3. Watermelon is twice more popular than cherry in summer.

Важно! Вы можете начать с сообщений, в которых только одно слово или выражение зашифровано с помощью смайла. Затем количество смайликов можно увеличивать постепенно, пока сообщение не будет зашифровано полностью.

Упражнение 4. Analyse the statistics 

Студенты получают вопрос, на который необходимо найти ответ в статистических данных. Задача — изучить и проанализировать два результата опросов и ответить на вопрос. Примеры вопросов и статистических данных:

ВопросСсылки на результаты опросов
What do teenagers prefer doing in their free time?Survey 1, survey 2
Why do people prefer working online?Survey 1, survey 2
What were the most popular travel destinations in 2015–2020?Survey 1, survey 2

Рекомендуйте учителей — получайте доход!

Расскажите о Skyeng, даже если не преподаете у нас, и отправьте ссылку, которая создается за пару секунд

Создать ссылку
banner help 2 Медиа Skyeng

Аспект 3. Понимание основного содержания и обработка текста

Упражнение 4. Make it shorter!

Каждый студент получает текст статьи, при этом тема текстов одна. Задача — обвести или выделить цветом только данные, подходящие для короткого поста в соцсетях по той же теме.

Пример:

T: You have to find some information to write a short post on the topic «Are you for CCTV-cameras?». Read the article on the topic and circle/highlight the information that will be necessary to mention in your post.

Are you for or against CCTV-cameras?Text 1, text 2

Упражнение 5. My book recommendation

Ученики получают аннотацию к книге английского или американского писателя. Задача — передать содержание аннотации так, чтобы заинтересовать собеседника.

T: Read the annotation to the book. Using the text, recommend the book to your partner/child/colleague, so that they are interested in reading it.

Аннотации вы можете найти на сайте HarperCollins, а также на сайтах других зарубежных издательств.

Аспект 4. Перевод написанного текста

Упражнение 6. Read the announcements 

Студенты видят несколько объявлений на русском языке. Задача — за 15 секунд объяснить иностранцу, о чём идёт речь в объявлении.

T: Look at the written announcements in Russian. Tell what they are about in English. You have 15 seconds for each announcement. 

Объявления вы можете найти в интернете, а также сфотографировать в магазинах и на улицах города. 

Упражнение 7. Compare in Russian and in English 

Ученики получают два коротких текста на одну тему. Задача — сравнить содержание текста на русском и на английском и заполнить сравнительную таблицу.

T: Read the two texts on the same topic in English and in Russian. Compare them and complete the table.

Title of the article 2–3 similarities1–3 differences 

Пример:

Topic — opinions on the film ‭«‬Bridget Jones: Mad About the Boy». Text 1, text 2.

Больше полезных статей:

Аспект 5. Конспектирование

Упражнение 8. Watch the lecture in English and complete the notes

The topic
The main question of the talk
3 key points/ideas
1–2 data from some research
The conclusion 
Лайфхак! Таких упражнений очень много в экзаменационных сборниках, поэтому именно там вы можете найти материал. Вы также можете составлять таблицу к любому видео проекта TED Talks.
Работа над аспектами 6 и 7, связанными с анализом и интерпретацией текстов разных жанров, может проходить на специальных занятиях. Например, в рамках подготовки к экзаменам или книжном клубе. Предлагаем задания, которые можно включить в послетекстовый этап работы над умениями чтения.

Аспект 6. Выражение личного мнения по прочитанному тексту

Упражнение 9. Same story!

Задача — после прочтения текста выбрать имена тех персонажей, у которых жизненные события совпадают с событиями из жизни студента.

T: Write the names of the characters who…

has the same educational path as you
lives in the same type of house/apartment as you 
has the same personality traits
prefers the same food

Таблица дана для примера. В зависимости от текста вы можете задать другие параметры.

Аспект 7. Анализ текста

Упражнение 10. Find something beautiful 

Задача — после чтения текста найти и выделить необычные или интересные выражения, слова, идиомы, использованные автором.

T: Look at the text again. Find unusual/interesting expressions used by the author.

Unusual / new words
Expressions
Idioms
Emotional constructions
Используйте упражнения выше и создавайте собственные, чтобы ваши ученики обучались медиации текстов и становились более успешными в коммуникации на английском.
Добавить в закладки
Поделиться

Добавить комментарий

Сообщения публикуются после после проверки модератором..

×
Доступ в личный кабинет
временно ограничен.
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies
OK