Восклицания (Exclamations)— это короткие фразы, которые выражают эмоции, чувства или реакции. Они могут использоваться, например, для привлечения внимания, выражения удивления, радости, гнева и т.д. В статье разбираем 7 упражнений с фразовыми глаголами по теме «Phrasal Verbs for Exclamations». Задания подойдут для уроков со студентами уровней Upper Intermediate и Advanced. Некоторые идеи можно адаптировать также для занятий с детьми.
Чем выше уровень студента, тем больше он сталкивается с фразовыми глаголами в речи носителей, читая зарубежную литературу в оригинале или слушая иностранную музыку:
- The Beatles, «I’ll get by with a little help from my friends» и «Roll Over Beethoven».
- Bob Marley, «Get Up, Stand Up».
- Red Hot Chili Peppers, «Knock Me Down».
Мы также можем найти множество фразовых глаголов в названиях фильмов («The Empire Strikes Back», «Spirited Away», «Along Came Polly», «Cast Away»), в заголовках газет («Slot took off Konaté to avoid “soft” red card in Liverpool win against Wolves»). Многие студенты расстраиваются и не понимают живую речь как раз из-за таких коротких неформальных восклицаний: «Давай!», «Вперёд!», «Жги!».
Как помочь ученикам? Лайфхак от носителя языка:
Другими словами, просите учеников держать фокус на контексте, когда читают какой-то материал, общаться или смотреть фильмы, а также записывать и использовать фразы в похожих ситуациях уже в собственной речи.
Содержание:
- Упражнение 1. Угадайте значение
- Упражнение 2. А что бы вы сказали?
- Упражнение 3. Фраза к ситуации
- Упражнение 4. Заполните пропуск
- Упражнение 5. Персонажи и сценарии
- Упражнение 6. Озвучьте видео
- Упражнение 7. Придумайте слоган
Упражнение 1. Угадайте значение
Предлагаем ученикам список слов без перевода. Далее просим прочитать ситуации и объяснить значение каждого восклицания.
- Go for it! (in sports) (Жгите! Дерзайте! — призыв стараться)
- Eat up! (Доедай!)
- Drink up! (Допивай!)
- Go on then! (Продолжай!)
- Go ahead! (Вперёд, давайте!)
- Keep it up! (Так держать!)
- Shut up! (Замолчи! — Осторожно, человек может обидеться.)
- Dream on! (Размечтался)
- Grow up! (Вырасти! — Возможно, с сарказмом и критикой, использовать осторожно.)
- Hang on! Hang about! (Погоди! Не вешай трубку! Стоять!)
- Come on! Come off it! (Перестань! Прекрати! Да ладно!)
- Wake up! (Очнись!)
- Your husband does not want to speak to you because he is offended by something. You’d like to stop the argument and make up. — Grow up! Come on! (Tell him to stop acting like a small child.)
- Your moody child wants an iPhone and trips to islands and a luxury lifestyle. — Wake up! Dream on! (You are telling him to stop daydreaming.)
- A friend is claiming he plays better chess than you. — Come on! (You disagree and you don’t believe him.)
- Your student has just made a mistake and you want him to stop explaining or a friend is telling you about a problem when you suddenly think of something that might solve their problem. — Hang on! (Tell to stop doing or saying something, to wait a minute.)
Упражнение 2. А что бы вы сказали?
Предложите студентам прочитать ситуацию и отреагировать, используя фразовый глагол.
Using exclamations, answer what you could say to a person who:
- was about to run a marathon breaking a record;
- was acting in an immature way which was annoying you very much;
- told you a very striking bit of news;
- told you he/she had just seen an alien;
- was in a long-distance race and who was looking very tired and about to give up;
- was daydreaming and surfing social networks;
- said he/she intended to be a president.
Упражнение 3. Фраза к ситуации
Задача студента — выбрать правильный вариант ответа.
Which exclamations from the list would fit these situations? Use a dictionary if necessary.
- You think a teacher should treat some students less severely. What might you say? — Go/look/take easy on them!
- Someone is starting to lose their temper. What might you say? — Go/calm/climb down!
- A child is teasing another child, who is getting annoyed. What might the second child say? — Get/go/come off!
- An old lady is about to cross a busy road without looking. What might you say? — Watch/see/look out!
- A girlfriend is waiting for a friend to arrive to go on a date, but he calls her to say he is running late. What might you say? — Hurry/walk/run up!
- A friend calls with some important information that you need to write down, but you don’t have a pen. What might you say to the caller while you find one? — Help/hold/pick on.
Упражнение 4. Заполните пропуск
Попросите учеников заполнить пропуски в предложениях подходящей частицей фразового глагола.
Complete these sentences.
- Oh, _____ on. Do not be shy, let’s call her!
- Can I use your phone to message my mom? Of course, go _____.
- (Emma is standing at the side of the pool.)
Emma: Mum, watch me dive in!
Mum: OK, _____ on then, but be careful, darling! - I’d like him to present me with a diamond. Come _____, dream _____. Wake _____.
- Hold _____, somebody is knocking on the door.
Упражнение 5. Персонажи и сценарии
Предложите изучить героев на фото, а затем описать возможные эмоции и сценарии. Также вы можете разыграть с учениками диалоги.



- A coach encouraged a team, and all spectators cheered them on: «Go ahead! Keep it up!» That’s why they’ve won.
- «Come off it! Get off! Come on, it is mine!» Kids do not want to share their toys.
- These are marathon runners, tired, exhausted, but volunteers shout: «Go on! Go ahead! Go for it!»
Упражнение 6. Озвучьте видео
Это задание подойдёт для детей и подростков. Попросите ребят вспомнить сюжеты из фильмов, игр, мультфильмов, где такие фразы-восклицания они могли слышать.
Посмотрите отрывки из «Ну погоди!», «Том и Джерри», «Барашек Шон». Как правило, эти мультфильмы без слов, поэтому их можно озвучить одними восклицаниями, например, Go ahead! Hurry up! Go on! Come on! Get off!
Дайте задание вспомнить самые эмоциональные эпизоды из «Гарри Поттера», «Один дома» и попросите предупредить героя фильма об опасности, дать ему рекомендацию или просто поддержать.
Для такого упражнения подойдут также видеоигры и обзоры на них, чёрно-белые фильмы без звука. Ученики могут озвучивать громко или шёпотом, имитируя разные роли.
Упражнение 7. Придумайте слоган
Перевоплощаемся в дизайнеров. Придумываем свои слоганы для худи и футболок. Кому подошли бы такие вещи? Студентам нужно предложить слоганы, например, для одежды супергероев.

Также можно придумывать надписи для вывесок и баннеров, которые размещаются в магазинах, школах, спортзалах:
- In the canteen: Eat up! (Доедай!) Drink up! (Допивай!)
- In the gym: Go on training! (Продолжай!) Keep it up! (Так держать!)