В большинстве учебниках для подростков есть все необходимые задания для развития навыков чтения. Однако упражнения типичны: предугадывание по названию или картинкам о сюжете истории, вопросно-ответные задания, множественный выбор, утверждения true/false.
Чем увлекательнее занятие, тем выше мотивация подростков. Поэтому предлагаем внести разнообразие в уроки по чтению и преобразовать стандартные задания в игровую форму.
Предтекстовые задания
10 карточек, 30 секунд
Об этой игре узнала на семинаре Светланы Маерчук. Подходит для работы с небольшой историей. Текст только у учителя. На столе разложены 10 карточек cо стандартными заданиями для чтения и 3-6 желающих выходят к доске. Они по очереди тянут карточки и выполняют соответствующие действия.
Например,
Read only the first sentence.
Read only 10 words.
Read only 10 verbs.
Read only the last sentence.
Read for 5 seconds and retell what you remembered.
Read only 2 random sentences.
То есть набор карточек используется для разных текстов. Остальные учащиеся слушают и пытаются собрать воедино события. После этого читают и проверяют свои догадки.
Угадай, если сможешь
Такое задание не оригинально и встречается в учебниках, однако и его можно обыграть.
Выбираем из рассказа 5-7 значимых цифр и слов. Задача учащихся угадать какое отношение они имеют к истории, которую будут читать.
Например,
2001, the Thames, 30000, New York, a teacher
Разделите класс на 3 команды. Дайте время в группах обсудить ответы и кратко их зафиксировать на бумаге. Учитель собирает листочки, а команды приступают к чтению. Затем озвучиваются ответы и подсчитываются правильные варианты в каждой группе.
Текстовые и послетекстовые игры
Кнопка
Об этой игре узнала на семинаре Светланы Маерчук, которая предлагала проверить понимание текста увлекательным способом.
После прочтения в середину комнаты или к доске выходят 6-8 человек в зависимости от количества учащихся в классе, разбиваются на пары и становятся друг за другом. Ученики в первой линии являются “кнопками” и говорят “beep”. Учитель задаёт вопрос на понимание прочитанного, например, When did the accident happen? Ученики могут обсудить пару секунд и игрок во второй линии нажимает “кнопку”, которая говорит “beep” и после этого дает ответ.
Вообрази это! (из Language activities for teenagers by Seth Lindstromberg)
Упражнение требует предварительной подготовки. Разделите рассказ на 2 половины и напечатайте несколько вопросов в скобках. Например,

Вопросы могут быть на предугадывание последующих событий, общее знание или значение новых слов. Если ответов в тексте нет, то лучше поместить их в скобках.
Перед чтением проведите lead-in, чтобы вызвать интерес. После этого студенты работают в парах. Каждый в паре получает свою часть истории, внимательно ее читает про себя, а затем читает вслух и задает вопросы по ходу. Слушающий должен задействовать воображение, чтобы ответить на вопросы. За ответы, которые максимально близки к правильным, дается определенное количество баллов. Кто из пары наберет больше очков?
Придумываем истории
Выберите 10-15 ключевых слов или фраз из текста и напечатайте их на карточках. Также, добавьте карточки ‘Take one more’, ‘Give a card to your neighbour on the left/right’, ‘Skip your turn’.
После прочтения и контроля понимания, разбейте класс на минигруппы или тройки. Каждый участник по очереди вытягивает определенное количество карточек со словами, а затем составляет с ними мини-историю.