Типовые коммуникативные задания, которые нам предлагают учебники по английскому языку — описать картинку, заполнить пропуски, обменяться информацией, задать друг другу вопросы и т.д. (вспомните к примеру, раздел communicative в New English File teacher’s book) уже устаревают. Студенты хотят не просто учить английский и уметь на нем излагать мысль, но и пользоваться им как инструментом для решения задач. Такие задания как истории-головоломки, рассказы-загадки (puzzle stories) позволяют развивать навык говорения, а также critical and creative thinking.
Примеры историй-головоломок
Riddles and puns
Загадки можно использовать даже со студентами уровня элементари. Мои студенты долго думали над загадкой — Why did the chicken cross the road? (to get to the other side) Затем они вошли во вкус, с азартом и легко уже отгадывали остальные.
- Some months have thirty days, some months have thirty one, but how many have twenty eight days? (All the months of the year have twenty eight days)
- Imagine you are in a dark room. How do you get out? (Stop imagining)
- What can travel around the world while staying in a corner?(A stamp)
- What has a head and a tail, but no body. (A coin)
Особый интерес у студентов вызывают puns, основанные на игре слов. Это яркие необычные образы, которые намного лучше запоминаются.
- What room has no doors and no windows? (A mushroom)
- What type of music does a leprechaun band play? (shamrock’n’roll)
- What kind of tree can you carry in your hand? (A palm)
- Guess the word:
(Answers: high school, coffee break, sidewalk)
Некоторые puns подойдут даже для отработки фразовых глаголов. Пример шуток и игр слов в видео ниже.
Вот один из них, который немного можно переделать в конце, чтобы студенты размышляли над ответом (учителю лучше прочитать шутку, а не давать ее в письменном виде ):
- Three tomatoes are walking down the street: papa tomato, momma tomato, and baby tomato. Baby tomato starts lagging behind. Poppa tomato gets really angry, goes back and squishes him and says: “Ketchup”. (it sounds as “Catch up!”)
Как использовать на уроке:
Данные задания можно использовать как warm up, lead-in, filler, cooler, conversation starters, vocabulary work. Некоторым enthusiastic студентам, которые хотят заниматься английским каждый день, но нет свободного времени, я отправляю по загадке каждый день в качестве домашнего задания.
Lateral thinking puzzles (brain teasers)
Нестандартное мышление — способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить — решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении. Нестандартное мышление решает задачи, используя предположение, что решение не очевидно и используя идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике шаг за шагом.
В этих странных задачах дано мало информации. Головоломка решается при помощи диалога с ведущим. Студенты могут задавать только общие вопросы, ведущий отвечает только — yes, no or irrelevant.
Примеры:
- The Man in the Elevator
A man lives on the seven floor of a building. Every day he takes the lift down to the ground floor and walks to work. He works in a circus school. Every evening he comes back, takes the lift to the fourth floor and then walks the rest of the way. Oh…except if it’s raining, then he goes all the way to the seventh floor. Why?
(Answer: He’s a dwarf. He works as a clown teacher at the circus school. He can only reach the fourth button in the lift, except if it’s raining and he has his umbrella, them he can use the umbrella to press the seventh floor button.) - The Man in the Bar
A man walks into a bar and asks the barman for a glass of water. The barman pulls out a gun and points it at the man. The man says ‘Thank you’ and walks out.
This puzzle has claims to be the best of the genre. It is simple in its statement, absolutely baffling and yet with a completely satisfying solution. Most people struggle very hard to solve this one yet they like the answer when they hear it or have the satisfaction of figuring it out.
(Answer: He wasn’t thirsty. The man had hiccups. The shock made his hiccups go away.) - A man went into a field with a pack on his back and died. What happened?
(Answer: He fell out of an aeroplane. The pack on his back is a parachute. It didn’t work. - The Coal, Carrot and Scarf
Five pieces of coal, a carrot and a scarf are lying on the lawn. Nobody put them on the lawn but there is a perfectly logical reason why they should be there. What is it?
(Answer: They were used by children who made a snowman. The snow has now melted.) - Trouble with Sons
A woman had two sons who were born on the same hour of the same day of the same month of the same year. But they were not twins. How could this be so?
(Answer: They were two of a set of triplets (or quadruplets etc.) - Push that Car
A man pushed his car. He stopped when he reached a hotel at which point he knew he was bankrupt. Why?
(Answer: He was playing Monopoly.)
Книги по нестандартному мышлению: Lateral Thinking Puzzlers и Infuriating Lateral Thinking Puzzles. Больше puzzle stories — Big Book of Logic Puzzles.
Как использовать на уроке:
Данные головоломки отлично подойдут для speaking practice, а также отработки вопросов.
Можно работать как open class, где ведущим выступает преподаватель, а студенты задают вопросы, либо разделить студентов на пары и группы, выдав при этом роли — quizmaker and participants. Когда студенты догадались, они должны аргументировать свой ответ.
О других способах развития критического мышления читайте в нашей статье.
A вы используете данные задания? Какие загадки или истории-головоломки понравились вашим студентам?