Завершается учебный год, время подводить итоги. Перед многими преподавателями встает волнующий вопрос — как повторить весь пройденный за год материал? Большинство учеников в этом году закончат свое обучение, занимаясь онлайн, поэтому в этой статье мы расскажем, как повторить пройденное в конце учебного года интересно и эффективно (в том числе и в условиях дистанционного обучения).
— Проекты
Проекты стали уже неотъемлемой частью учебного процесса как в младшем звене, так и в средней/старшей школе. Проекты в младшей школе эффективны так как это творческий процесс, который позволяет ненавязчиво и занимательно активизировать имеющиеся знания учеников.
В качестве проекта в конце учебного года предложите ученикам сделать презентации в Power Point/Google slides. Для того, чтобы облегчить работу юных учеников заранее подготовьте шаблон презентации. Ученикам останется только дополнить слайды текстом/картинками. Тема проекта может быть любой, однако для повторения лучше выбрать что-то из пройденного за год. Кроме этого, отлично подойдут социокультурные темы, которые поднимаются в практически любом учебнике, например Traditional holidays in Russia, Hobbies in England и так далее.
Так как уроки английского языка, как правило, проходят в мини-группах, то дайте каждому ученику индивидуальную тему. Однако, если повторение изученного будет проходить в четвертых классах, где ученики уже умеют работать в команде, то будет удобнее предложить групповые/парные проекты. В таком случае обязательно распределите роли: кто отвечает за сбор информации, а кто — за оформление и т.д.
Если заранее известно, что ученикам будет трудно сделать презентацию, то проект можно оформить от руки на листах формата A3/A5 и презентовать в классе (или в Zoom/Skype).
Так как основная цель проекта — повторение изученного материала и актуализация знаний, то важно мотивировать учеников рассказывать, а не зачитывать информацию о своем проекте. При этом роль преподавателя и аудитории — задавать как можно больше вопросов рассказчику. Кроме этого задавайте вопросы классу на основе услышанного материала. Иными словами, необходимо превратить презентацию проектов не просто в лекцию, а в интерактив.
Технически продемонстрировать проект можно через демонстрацию экрана. Если у ребят не получается это сделать самостоятельно, попросите их заранее отправить вам материалы.
Подробнее об организации проектной работы можно прочитать в нашей статье: Метод проектов в онлайн-обучении.
— Flipped classroom
По сути принцип «flipped classroom» связан с проектной работой, однако в качестве средства для повторения пройденного материала его можно использовать в несколько ином формате. Если группа небольшая, попросите каждого из учеников самостоятельно подготовить устный или письменный опрос по одной из изученных тем. Такая работа может быть парной и групповой. Это могут быть задания на повторение лексики/грамматики, разговорные задания и т.д. Для того, чтобы младшие школьники справились с задачей успешно помогите им подготовить источники, откуда ученики смогут взять материал. Младшим школьникам будет интересно создать кроссворд на повторение лексики или придумать небольшую игру для остального класса. Когда повторение происходит дистанционно, важно, чтобы во время игры ученики могли находиться в зоне досягаемости камеры.
— Игра
Игру на повторение изученного материала очень удобно проводить как в офлайн, так и в онлайн формате обучения. В данном случае это одновременно повторение и занимательное окончание учебного года, так как в основном такие игры подразумевают командную работу. Это положительно влияет на соревновательный дух в классе.
Почитайте статью Идеи для игр в Power Point для онлайн уроков (однако, они отлично подходят и для оффлайн обучения)
Помимо игры, используя Power Point/Google slides, можно просто предложить несколько заданий, разделив учеников на команды. За верное и быстрое выполнение заданий ученики получают баллы. Победителю достается приз (стикеры, закладки, забавный фон для zoom и т.д.).
— Повторительно-обобщающий урок
Даже традиционный урок для повторения и обобщения может быть интересным. Во-первых, такой урок не должен быть в формате теста/контрольной. Тесты направлены на повторение изученного материала, однако они не всегда приятны и интересны. Мы рекомендуем разделить «контрольную работу» и «повторительно-обобщающий урок». Для повторительно-обобщающего урока выберите последнюю тему в учебнике или что-то подходящее для конца учебного дома, например, My summer holidays, The most memorable event of the year, My day и так далее.
Чтобы урок стал интересным, важно включить в него видео с обсуждениями, разговорные задания, игры и песни. Попросите юных учеников что-то подготовить к уроку заранее, например, список планов на лето, описание или фото самого лучшего/запоминающегося события за учебный год и т.д. В такой урок нужно обязательно включить как можно больше изученной лексики и грамматики.
— Тематическая беседа
Чаепитие в конце учебного года в контексте повторения изученного материала? Отличная идея. Такая активность замечательно впишется как в онлайн, так и в офлайн класс. Кстати, прекрасно подойдет в качестве классного часа. В данном случае такое занятие будет направлено в большей степени на развитие навыков устной речи. Мы рекомендуем снова выбрать приятную и интересную тему: Dream holiday, Perfect school year и так далее. Можно предложить юным ученикам разговорные задания. Например, ответить на вопросы по теме, обсудить/описать картинки, обсудить тематические видео, поиграть в игры, послушать TPR songs и так далее. Чаепитие с классом любят все младшие школьники, поэтому это повысит их мотивацию к обучению и вовлеченность в занятие.
— Театральное представление
Во многих учебниках (например, Spotlight, Starlight) на протяжении всего учебного года дети читают ту или иную историю. В конце года можно разыграть всю историю или ее часть по ролям. Сделать это можно онлайн и офлайн. Ученики учат свои реплики, готовят минимальный реквизит и презентуют представление. Такое повторение материала увлекательно, нравится детям и их родителям, отлично развивает память и учит работать в команде.
Повторение изученного в конце учебного года не должно быть похоже на контрольную работу. Повторительно-обобщающие занятия направлены не только на актуализацию знаний, но и на позитивное завершение учебного года, поэтому крайне важно сделать его увлекательным.