Предтекстовые упражнения играют важную роль в процессе обучения чтению. Они помогают завоевать внимание учеников ещё до чтения самой первой страницы/параграфа, пробуждают их любопытство и способствуют активному участию в дискуссиях на уроках английского языка. Также предтекстовые упражнения:
- активизируют знания учеников на тему текста;
- помогают понять цель чтения;
- развивают навыки анализа текста;
- позволяют ученикам глубже понять содержание текста.
В целом предтекстовые упражнения являются важной частью обучения чтению, поскольку они помогают ученикам эффективнее и осмысленнее воспринимать тексты, развивают их навыки работы с информацией и способствуют формированию полноценного понимания и интерпретации прочитанного материала.
Мы подготовили подборку предтекстовых упражнений по английскому языку, которые сделают процесс чтения текста более интересным и продуктивным для учеников! Упражнения можно адаптировать под разные уровни и возраст учеников.
Содержание:
- Упражнение 1. Шляпа мыслей
- Упражнение 2. Возможные предложения
- Упражнение 3. Видео
- Упражнение 4. Мозговой штурм
- Упражнение 5. Правда или ложь
- Упражнение 6. Цитаты
- Упражнение 7. Дебаты
- Упражнение 8. Ролевая игра
- Упражнение 9. Составление вопросов
- Упражнение 10. Три группы
Упражнение 1. Шляпа мыслей
Заранее выпишите ключевые слова и фразы из текста на отдельных листочках, сложите их в шляпу и на уроке попросите учеников по очереди вытаскивать листочки и рассказывать, с чем они ассоциируют эти слова. Это задание поможет им визуализировать и запомнить ключевые моменты текста.
Затем задайте следующие вопросы:
- What genre can the text be classified into?
- Who will be the main character? What is their profession and nationality?
- Where and when can the action take place?
Если работаете онлайн, можете также использовать шляпу и вытаскивать листочки самостоятельно или попросить учеников сказать «Stop», пока вы будете перемешивать листочки. Ещё можно сделать онлайн-доску, нарисовать шляпу и пронумеровать листочки. А задачей учеников будет назвать цифру.
Другим одним вариантом такого задания является создание ассоциативной карты. Учитель пишет посредине доски тематику текста — например, «Sport». Задача учащихся — сказать, что они ассоциируют с этим словом, с помощью отдельных слов, фраз или словосочетаний. Например, health, playing tennis, jogging и т. д. Затем они приступают к чтению текста.
Для уроков английского вам могут пригодиться и эти статьи:
Упражнение 2. Возможные предложения
Учитель записывает на доске ключевые слова из текста и просит учащихся отгадать тему. Учащиеся обсуждают идеи, которые можно записать на доске, чтобы все могли их увидеть и запомнить. Кроме того, учитель может провести опрос, чтобы узнать, нравятся ли ученикам идеи, предложенные другими учениками класса. Например,
Look through the keywords and guess what the text is about:
• strict
• for no reason
• stressed-out
• anxious about
• tracking app
• curfew
Make up possible sentences with these words.
Now read the text. Which of the sentences are correct? Compare and correct the sentences.
В конце учитель говорит, насколько они были близки или далеки от правильного ответа.
То же самое можно сделать с помощью картинок. Учитель показывает 3 картинки или предметы, которые связаны с текстом, и задаёт вопрос: «How do you think these images/objects are connected?». Исходя из содержания картинок, учащиеся описывают их и пытаются угадать, о чём будут читать. Ответ может звучать так: «I think the text will be about parenting».
После этого учащиеся читают текст и проверяют, были ли они правы или нет.
Упражнение 3. Видео
Найдите короткое видео, которое относится к тематике текста. Рекомендуется, чтобы оно было не больше 3 минут. Включите его в начале урока перед чтением текста. После просмотра видео подготовьте несколько простых вопросов для обсуждения.
Например, тема — «Therapy». Включите видео «All Under Control» и задайте вопросы, которые плавно ведут к тематике текста:
- What problem does the person in the video have?
- What would you like to recommend to this person?
- Do you think they need to see a psychologist?
Вы можете использовать видео как введение в период времени, который станет местом действия предстоящего к чтению текста.
Включите видео, а затем попросите учащихся поговорить о том, что они посмотрели.
Упражнение 4. Мозговой штурм
Учитель сообщает учащимся название произведения, и учащиеся должны поделиться всеми своими знаниями по теме.
Цель этого задания — помочь ученикам сформировать ожидания относительно того, что они собираются прочитать, а затем посмотреть, оправдались ли они.
Можно начать с отгадывания текста по названию и творческого задания:
Look at the title of the text and guess what problems are raised in this text. Draw or describe the front cover as you imagine it.
Упражнение 5. Правда или ложь
Подготовьте несколько утверждений и прочтите их на уроке. Спросите учеников, считают ли они эти утверждения истинными или ложными. Им нужно доказать свой выбор. Не раскрывайте ответы. Например, тема текста — «Global Warming». Покажите классу следующие утверждения:
- There is no global warming, as the weather doesn’t get warmer.
- Climate change is a natural stage of the planet’s life; everybody and everything can adapt to new conditions.
- People can change the situation with global warming.
- We get more carbon dioxide from volcanoes than from people.
Пусть они подтвердят, были ли они правы или нет после прочтения текста.
Упражнение 6. Цитаты
Выберите цитаты из известных книг или фильмов. Найдите цитату по теме, которую вы собираетесь осветить во время урока, и предложите учащимся обсудить выбранные вами цитаты. Учащиеся думают и отвечают на следующие вопросы:
- What does it mean?
- Do you agree with it? Why / why not?
- What is your opinion on it?
Также составьте вопросы исходя из цитаты. Например, тема текста — про важность обучения. Выбранная вами цитата следующая:
«Anyone who stops learning is old, whether at twenty or eighty. Anyone who keeps learning stays young. The greatest thing in life is to keep your mind young», Henry Ford
Вопросы к ней могут быть такие:
- Is it easier to learn for children or for adults?
- What new skills have you learned recently? Did you learn them for your job or for pleasure?
- Is lifelong learning a must in modern society? Why?
На сайте Good Reads можно найти большой список цитат, которые разделены на категории, что поможет легко найти нужную.
Вам могут быть интересны упражнения для тематических уроков английского:
Упражнение 7. Дебаты
Подготовьте несколько спорных утверждений, связанных с темой, которую ученики собираются прочитать. Перед тем как приступить к чтению, покажите утверждения учащимся и попросите их прокомментировать и высказать своё мнение на заданную тему. Спросите, как они относятся к этим утверждениям. Это поможет им развить навыки устного высказывания и аргументации.
Если работаете в классе, разделите учеников на группы и попросите прокомментировать противоположные точки зрения других учащихся.
Упражнение 8. Ролевая игра
Назовите тему текста и выберите персонажей из него. Опишите их несколькими словами и попросите учеников представить точки зрения персонажей по этой теме, исходя из их характеристик. Такое задание поможет им воспринимать текст с разных ракурсов и лучше понимать мотивацию персонажей. Затем после прочтения текста попросите класс сравнить свои предположения с содержанием текста.
Упражнение 9. Составление вопросов
Покажите ученикам название текста и попросите их составить по нему несколько вопросов, на которые они хотели бы получить ответы. Например, название текста — «Living Small». Возможные вопросы, которые ученики могут задать:
- What does “living small” require?
- How much space is enough to live comfortably per capita?
- What is the average home size around the globe in m2?
- What do people have to give up?
После чтения текста учащиеся могут пересмотреть свои вопросы и выяснить, получили ли они ответы на них или нет.
Упражнение 10. Три группы
Разделите класс на 3 группы и почитайте подзаголовки. Первая группа должна придумать начало истории, вторая группа — кульминацию, а третья — развязку. Каждая группа зачитывает то, что у них получилось, и сравнивает с оригинальным текстом.
Они могут прочитать сам текст в таком же порядке — например, группа, которая придумала начало истории, читает начало текста и т. д. В конце ученики могут обсудить, чьи идеи получились ближе к оригиналу.
Надеемся, что эти идеи вдохновят вас на создание интересных и эффективных уроков английского языка!
Спасибо большое за идеи!