Изучать любую грамматическую конструкцию английского языка эффективно только тогда, когда студенты понимают, зачем и в какой ситуации они смогут ее использовать. Предлагаем 5 идей заданий с примерами, которые основаны на функциях косвенной речи в реальном общении.
Содержание:
- Зачем нужен reported speech?
- Упражнение 1. What’s the situation?
- Упражнение 2. Правильный телефон
- Упражнение 3. О чем они говорят?
- Упражнение 4. Редактируем пост
- Упражнение 5. Ролевые крестики-нолики
Зачем нужен reported speech?
Все мы помним упражнения на трансформацию предложений из прямой речи в косвенную. Но зачем нужна такая конструкция в жизни?
Шаг 1. Рекомендуем вспомнить реальные ситуации, когда вы цитировали кого-то или передавали чьи-то слова, составить список и на его основе выделить функции и подобрать примеры.
Представленные в виде таблицы данных помогут студенту увидеть многообразие ситуаций и определить, что актуально в контексте его жизни.

Шаг 2. Покажите ученику сначала ваш вариант таблицы, а затем предложите внести в нее коррективы так, чтобы ситуации были актуальны для него самого. Работу легко организовать в Google Docs или Яндекс.Документах.
Если все подобранные вами ситуации актуальны и для студента, то можно попросить его придумать еще пару примеров.
Шаг 3. Когда учащийся поймет, в каких случаях нужно применять эту конструкцию, переходите к анализу формы и формулированию правил с помощью техники guided discovery (управляемое открытие).
Если на уровнях Elementary-Intermediate правила достаточно стандартны, то уже на уровне Upper Intermediate интересно будет показать, что в некоторых ситуациях придаточное предложение не меняет форму: это зависит от степени актуальности факта. Данное правило тоже может стать источником вдохновения для подбора ситуаций и создания упражнений.
Упражнение 1. What’s the situation?
Исходя из созданной вами таблицы ситуаций и функций, напишите 5-6 высказываний с косвенной речью. Задача студента — определить, в какой ситуации можно услышать такое высказывание.
Дополнительное задание: продолжить высказывание и разыграть ситуацию.
Предлагаем вам пример такого упражнения:

Упражнение 2. Правильный телефон
Задание органично вписывается в послетекстовый этап чтения или аудирования. Когда текст уже прочитан, а упражнения на проверку понимания выполнены, попросите студента передать мнение спикера другому человеку.
Вы можете предложить разные ситуации, которые потребуют от ученика адаптировать язык и формулировки.
• You’re talking to a teenager who is against the idea.
• You’re talking to the author of this article and want to ask additional questions.
Кстати, у нас есть кое-что интересное по теме:
Упражнение 3. О чем они говорят?
Найдите картинку, которая изображает людей во время мероприятия или активной деятельности. Идеи таких ситуаций вы найдете в составленной на предыдущем этапе таблице.
Задача студента — дополнить реплики каждого участника на картинке. Вы можете попросить выполнить упражнение письменно, и тогда получится настоящий комикс. Пример:

Главное достоинство этого формата — возможность персонализировать его для каждого студента. В качестве домашнего задания вы можете предложить ученику самому найти картинку и составить комикс по ней.
Упражнение 4. Редактируем пост
Предложите студенту прочитать экспертный пост. При отборе материала для упражнения выбирайте тексты без цитат и ссылок на экспертов. Отдельно подберите подходящие по теме цитаты.
Далее можно выстроить работу следующим образом:
- Спросите ученика, доверяет ли он написанному автором.
- Узнайте, что позволит сделать пост/статью более экспертной.
- Предложите найти примеры мнения, которое можно подкрепить ссылкой на эксперта.
- Покажите подобранные цитаты и попросите переформулировать их в косвенную речь.
После этого учащийся должен представить отредактированный вариант статьи со ссылками на экспертов.
Упражнение 5. Ролевые крестики-нолики
Подберите 9 картинок, на которых изображено какое-то происшествие или говорящие о чем-то люди. Разложите картинки на поле для игры в крестики-нолики.
Студент ставит крестик или нолик и разыгрывает ситуацию, используя косвенную речь.
Универсальное поле для игры вы можете скачать ниже:
Изучение грамматических конструкций функционально поможет вашим ученикам понять, как их использовать в контексте реальной жизни.
Вам могут быть полезны и другие наши статьи: