Слово premium-ученик пугает многих преподавателей, так как чем выше цена за урок, тем требовательнее человек. В этой статье опытные преподаватели Skyeng Premium делятся лайфхаками, как найти подход к студенту с большими запросами.
Советы, как общаться с premium-учениками, для вас собрала дипломированный практикующий переводчик, методист, преподаватель Skyeng (направление Adults/Teens), лидер разговорных клубов Олеся Яресько.
Спойлер: особого свода правил нет. Подход школы и методика одинаковы для любого ученика, но мы разберем, почему педагоги иногда в ступоре и не знают, как удовлетворить потребности студентов направления Premium.
Даже опытные репетиторы чувствуют imposter syndrome — синдром самозванца и сомневаются в своем профессионализме. Некоторые студенты перехватывают инициативу и превращаются в «требовательных».
Пример: ученику не хватает фидбека, и он начинает руководить процессом обучения. Преподавателю нужно научиться давать обратную связь (immediate feedback / delayed feedback / fluency feed back patterns). Еще важно использовать инструменты отслеживания прогресса (цель / что сделали / что будет), чтобы ученик понимал, на каком он этапе достижения цели.
Совет: онлайн-репетитору важно понимать свою роль педагога и не бояться объяснять студенту, что к чему.
Опыт преподавателей
Делимся лайфхаки преподавателей Skyeng Premium, как найти подход к требовательным ученикам.
Как общаться с premium-учениками? Так же, как и со всеми обычными людьми. Главное — уважение к студенту и к его усилиям выучить английский. Если учащийся уже достиг успехов, это будет легко. А как быть, если ученик учил язык в школе и университете, а What is your name не понимает? В этом случае всегда нужно искать причину проблем.
Причины
- Не было мотивации изучать английский.
- Была мотивация писать, но не говорить. Или была мотивация учить грамматику — за нее ставили оценки — а говорить было не с кем. Может быть, ученика раньше заставляли учить слова списками, но не вводили их в речь.
- Конфликт с учителем или учителя вовсе не было / преподаватели часто менялись.
- Конфликт с родителями.
Разбор примера
Почему обычно конфликтуют с учителями? Предыдущий преподаватель оценил или не одобрил личность ученика. Опытные педагоги обычно знают, какой «арсенал» имеют коллеги, чтобы задеть учащегося.
Что делать? Положительно оценивать личность, цепляясь за любые успехи.
Усилия ученика в обучении дробим на мелкие части и оцениваем положительно каждое отдельно: «Сегодня вы продемонстрировали такой-то положительный результат». Стоит избегать отрицательной оценки — только нейтральная. Когда появится уважение к вам как учителю, можно давать советы (обычно к третьему занятию).
Что не делать? Не вешать ярлыки на учеников, не делить их на тиражи. Во-первых, вы можете ошибиться. Во-вторых, представьте, что это вы, взрослый и успешный, пришли в роли нулевого студента: вам неуютно и где-то даже страшно.
Как преподавать
- Задавайте вопросы по типу «Правильно ли я понимаю, что» и уточняйте все детали, чтобы договориться о цели и процессе обучения. Например, если ученик хочет научиться говорить на английском, то ему нужно будет много разговаривать на уроке.
- Закручивайте вокруг студента всю лексику, всю грамматику, все вопросы. Запомните детали его жизни, иногда упоминайте их — ученику будет приятно.
- Отвлекайте студента интересной темой, если он комплексует из-за незнания грамматики. Например, узнайте, какие прецедентные тексты ему известны. Цитируйте эти тексты, подключайте больше ассоциаций, больше паттернов, которые на слуху (как I’ll be back).
- Старайтесь не быть похожими на учителей детства студента, если ученик не отзывается о них с теплотой.
- Чаще возвращайте учащегося к его целям и фиксируйте прогресс. Говорите четко и по делу, чему научился студент.
- Не принижайте то, что было достигнуто до вас, и не выпячивайте свою роль. Ученик и так знает, что без вас не было бы прогресса.
- Не нахваливайте и не восторгайтесь выдуманными успехами. Студент сразу поймет, что вы неискренны. Выражайте свои истинные положительные чувства, как вы делаете это с людьми, которых уважаете.
- Перейдите к тому, что получается, если ученик застопорился на чем-то. Потом не нарочито вернитесь к проблеме. Часто информация «сваривается» в голове студента, и блок снимается.
Сразу возникает вопрос, что значит слово «требовательный»? Если ученик приходит с конкретной целью за месяц подготовиться к интервью на английском языке, он ждет глубокого погружения в тему и проработку вопросов интервью. Совсем другой случай, когда студент говорит: «Вообще не хочу учить грамматику, потому что в школе меня травмировал злой педагог». Я использую несколько лайфхаков, как работать в трудных ситуациях.
Как преподавать
- Наладьте контакт и улыбайтесь с первой секунды общения. Никто не хочет общаться со скучным и монотонным педагогом. Это сразу предвещает неинтересные занятия и множество нудных часов работы. Будьте энергичными и радостными.
- Найдите точки соприкосновения и узнай хобби студента. «Тебе нравится сноуборд? Вау, круто! Любишь кататься на лошадях? А давай поговорим о нюансах. Любишь машины разбирать. Ничего себе, ты такой молодец, я не разбираюсь так же хорошо, расскажи подробнее». Не переборщите с альтруизмом и натянутой улыбкой. Искренность — самое важное в общении со студентом.
- Разберитесь в запросе. Смотрите на ситуацию четырьмя глазами — своими и студента.
- Не сдавайтесь в сложных ситуациях. Порой бывает непросто, можно не сойтись темпераментом с учеником. Но задача преподавателя — доносить материал так, чтобы заинтересовать и научить, задача учащегося — быть открытым и учиться. Работайте со студентом четко и честно, тогда вы точно будете знать, что сделали все возможное.
- Избегайте конфликтов. Все с этим сталкиваются рано или поздно, но они ни к чему не приводят. В сложных ситуациях продумайте свои аргументы и постарайтесь услышать недовольства и страхи второй стороны. Слушайте и слышьте.
- Веселитесь и давайте студенту отдохнуть. Мы все не машины и устаем. Дети, кредиты, семьи, дедлайны — все это утомляет студента. Порадуйте его любимой темой и занимательными материалами.
- Введите правила. Обучение без правил, даже самое веселое и приятное, может давать слабые результаты. Договоритесь с учеником, что он должен говорить о своих впечатлениях от урока, называть темы, на которые не хочет говорить, не молчать о непонятом материале.
- Разделяйте обязательства. Важно понимать зону своей ответственности и зону ответственности студента. На первом занятии я говорю, что сделаю все возможное со своей стороны и жду того же от студента. Ответственность за прогресс в языке несут оба, но в большей степени — ученик.
Тоже советую выяснить цели и причину потребностей студента. Подход к premium-ученикам такой же, как и к обычным: уважение, диалог и бережная коммуникация. Хорошо, если преподаватель записывает для себя хобби и интересы студента. Не нужно давить, если человек не хочет много говорить или не в настроении, или останавливать, если делится мыслями.