Как я получала Cambridge Delta

Как я получала Cambridge Delta

Думаете, Delta – это что-то страшное, мега дорогое, супер трудное и практически недостижимое? Возможно, моя история докажет, что это не совсем так, ведь я, в конце концов, простой преподаватель из провинции.

Предыстория

В 2010 году я работала преподавателем в сетевой языковой школе а Казани. В свои тогда 30 лет я была не особо довольна своей карьерой. За плечами была обменная программа Fulbright в США, а впереди —  сплошная неопределенность. Преподавать мне нравилось, но я понимала, что родной университет в методическом плане не дал мне практически ничего, и весь мой опыт был получен методом проб и ошибок. Я узнавала про CELTA – в Казани ее тогда не предлагали, а ехать в Москву – это ж целое дело. Нужно как-то отпроситься с работы, найти в столице жилье, а уж по деньгам выходила просто неподъемная сумма.

И тут мне повезло. Я выиграла обменную программу от Британского Совета и в октябре 2010 приехала в Великобританию, в Манчестер, на целый академический год. Месяца два я привыкала, обживалась, закрывала финансовые дыры, знакомилась с людьми, культурой и бытом, в общем, справлялась с культурным шоком. Ближе к декабрю я начала вспоминать о своих стратегических целях и задумываться о возможном обучении. В конце концов, думала я, пока я здесь, в Манчестере, и получаю зарплату, хоть и небольшую, но в фунтах, получить CELTA должно быть все же легче, чем в России.

Тут мне повезло во второй раз. Я познакомилась и подружилась с моим вдохновителем Ольгой, которая мало того, что жила в Англии лет 5 на тот момент, так еще и была профессиональным преподавателем английского и русского как иностранного. Она меня категорически отговаривала от CELTA, о которой я тогда мечтала, и советовала сразу делать Delta. «Зачем тебе, с твоим филологическим университетским образованием и 10-летним опытом преподавания проходить курс элементарной лингвистики вместе с английскими сантехниками и электриками, мечтающими путешествовать по миру, одновременно зарабатывая преподаванием на жизнь?», —  убеждала меня Ольга. Сейчас, глядя назад, не могу сказать, что это вся правда о CELTA, но доля истины в ее словах однозначно есть.

Окончательно мои сомнения развеялись, когда я узнала, что на курс CELTA, который начинался в январе, набор закончен, а на следующий за ним не хватит длительности моей визы, так что с CELTA я пролетала. Delta начиналась в феврале и заканчивалась в начале июня – это был идеальный тайминг для меня. Я никак не думала, что на курс, который стоил тогда 1800 фунтов, будет еще и трудно попасть.

Как я поступала

Решившись, я наконец пришла в Manchester Academy of English лично, чтобы выяснить все детали. Узнав, каким курсом я интересуюсь, ко мне пригласили Director of Studies, звали ее Vanna Carter, и она быстро развеяла все мои мечты о Delta. Ох уж эта Vanna, суровая женщина. Узнав, кто я и откуда, и что CELTA у меня нет, она наотрез отказалась слушать мои доводы. К тому же выяснилось, что в Манчестере программа была организована таким образом, что я должна была где-то работать преподавателем EFL/ESL, чтобы тьюторы могли приходить ко мне на lesson observations по месту работы. Я же трудилась преподавателем русского как иностранного. В общем, вышла я оттуда с поникшей головой, и в отчаянии позвонила Ольге – думала, пожалеет меня, посочувствует.


Но не тут-то было. Спасибо тебе, Ольга, что ты тогда надавила на меня, велела настаивать на своем, требовать и добиваться своей цели. Через несколько дней я беседовала с Vanna уже более подготовленная. По поводу отсутствия CELTA, я сослалась на Cambridge Assessment English (www.cambridgeenglish.org), где в официальном Handbook указано в том числе:

Who is Delta suitable for?

Delta can be taken at any stage in a teacher’s career. It is suitable for:

  • teachers with previous English language teaching experience.
  • Candidates will normally have an initial English Language
    Teaching (ELT) qualification, for example CELTA (Certificate in
    Teaching English to Speakers of Other Languages), and have at least
    a year’s ELT experience.


Ну чем мой российский диплом филолога, преподавателя английского языка —  не Initial ELT Qualification?

По поводу работы преподавателем английского как иностранного в Манчестере – я сказала, что разослала резюме во все возможные и невозможные организации (я действительно разослала примерно в 50 школ) с просьбой взять меня на работу ВОЛОНТЕРОМ, и ждала ответа. В итоге я по-настоящему разозлила Vanna Carter, которая сказала мне ‘”Well, fine, anybody can apply”. Ну уж нет, подумала я, я вам не anybody. Я заполнила и отправила заявку, где нужно было в том числе ответить на такие вопросы:

1) Why do you think you are ready to do the Diploma course?
2) Discuss the possible problems that students may have with the following language
items:
a) They are always forgetting their homework.
b) It’s going to rain.
c) I’ve been washing the car.
d) If we’d come earlier, we’d have got better seats.
3) Provide a few examples of changes in your teaching practice since you started
teaching.
4) In approximately 300 words write an account of your most successful lesson,
highlighting the aims of each stage and the reasons for its success.

Видимо, Vanna Carter обязана была читать все заявки, и видимо мои ответы не были лишены смысла, потому что через неделю я получила приглашение на собеседование с ней. Наконец-то она по-настоящему выслушала меня, а не просто пыталась отмахнуться от настырной девицы без CELTA. Итог – скептическое “Let’s give it a go”, но я была на седьмом небе от счастья.

Надо сказать, что написала я в заявке все честно, в том числе, что Delta мне нужна в первую очередь для того, чтобы быть хорошим преподавателем. Конечно, карьерные перспективы, статус и престиж этого диплома никто не отменял, но главным для меня было действительно научиться эффективно обучать языку.

Как проходил курс

Курс Delta в Манчестере длился 4 месяца и охватывал только Module 1 и Module 2.
Module 1 – это 3-часовой экзамен по основам лингвистики и методике преподавания. На занятиях, которые проходили два раза в неделю, мы в основном занимались подготовкой к этому экзамену. Самое главное для успешной его сдачи – это владение соответствующей терминологией. Тут, друзья, мое классическое университетское филологическое образование очень мне помогло, поскольку в той части, которая касалась фонетики, морфологии и прочих аспектов языкознания без ложной скромности скажу, что я знала больше тьюторов (которых, кстати, было двое). Я была единственной иностранкой на курсе, и единственной, кто был знаком с символами фонетической транскрипции, понятиями «fricative», «genre», «case», «compound noun» и прочими. Однако в части методики мне пришлось тяжко, и если выучить названия и принципы различных подходов к обучению было еще довольно просто, то когда речь дошла до всех systems, skills and subskills и как им обучать – это для меня было в новинку, а уж тема assessment – я даже не задумывалась, сколько всего может скрываться в науке о создании тестов, о видах и критериях оценивания. Как бы там ни было, Module 1 был мной в итоге успешно сдан.

Module 2 – это четыре «открытых урока, два на systems (vocabulary, grammar, pronunciation or discourse) и два на skills (listening, reading, speaking or writing). Последний урок – по сути, экзамен – оценивает external assessor – то есть не course tutor, который тебя уже знает как облупленного, а неизвестный тебе человек. К каждому уроку нужно было написать Language Systems/Skills Assignment – это 2,000 – 2,500 слов в формате мини-курсовой, страниц на десять, и детальный план урока - еще десяток страниц. Для обоих опусов есть строгий формат, и тьюторы помогают понять, что именно нужно писать. Например, к уроку по Speaking я выбрала фокус на subskills of back-channelling, turn-taking and repair, и в LSA необходимо начать с введения, затем следует Analysis – что это за subskills и как с ними работать, с цитатами и ссылками на источники. Затем следуют Issues – основные проблемы, возникающие у студентов с этими subskills, далее – Suggestions for teaching с примерами того, как можно помочь студентам усовершенствовать эти навыки, Bibliography and Appendix.  Lesson plan включает в себя детальнейшее описание группы студентов, цель урока, анализ языковых единиц, пошаговый план, возможные проблемы и их решение.

Если честно, Module 2 - это адски тяжело и нервно. Каждое письменная работа – это огромный многочасовой труд, ну и lesson observations всегда волнительны. При этом я безумно благодарна тьюторам и их feedback после каждого урока – они были очень корректны и действительно помогали увидеть сильные и слабые стороны, направляли мысли в нужное русло. Самым главным препятствием для меня стал формат моей работы. Для прохождения курса Delta я начала преподавать на волонтерских началах в одной из языковых школ Манчестера, и на мой урок раз в неделю могли прийти любые студенты этой школы. А могли и не прийти. Первые два месяца состав был стабильный, а потом эти студенты закончили обучение и разъехались, появились новые… В общем, на моем финальном уроке-экзамене из девяти студентов пятерых я видела впервые. В итоге я получила зачет по письменной части, и провалила сам урок. Провалить его легко – весь урок оценивается примерно по 30 критериям, каждому их них assessor присваивает статус ‘met’, ‘partially met’ или ‘not met’. Достаточно одного ‘not met’ – и урок не зачтен. Мой единственный ‘not met’ был в пункте (7e) notice and judiciously exploit learners’ language output to further language and skills/subskills development. Да уж, не справилась я с этой задачей с незнакомыми студентами.

Как я получила Module 2 & 3

Разумеется, с Module 1 и полу зачтённым Module 2 я не собиралась останавливаться на достигнутом. Вернувшись в Россию, я написала в одну из школ в Стамбуле, которая предлагает Module 2, объяснила ситуацию, и они согласились принять меня для переэкзаменовки. В Турцию – потому что виза не нужна, и в этой школе проходил курс CELTA, для которого специально набирали группу студентов, с которой могла работать и я, дабы не повторить печального опыта с нестабильной группой в Англии.

В итоге, через полгода после Манчестера, я провела неделю в Стамбуле, пересдала урок и получила вожделенный Module 2.

Далее я обратилась опять в Манчестер к Vanna Carter, которая (уже зная меня) согласилась быть моим тьютором по Module 3. Я тогда жила в Москве и делала этот модуль дистанционно. Третий модуль – это большая теоретическая работа (в моем случае со всеми приложениями 50 страниц), а-ля диплом. Все требования к работе я узнала из Delta Handbook, а тьютор только прочитала уже готовую работу и внесла несколько замечаний. Таким образом, заплатив взнос и отправив работу, в декабре 2012 моя эпопея с Delta была благополучно завершена.

Как я получала Cambridge Delta

Жизнь после Delta

Безусловно, Delta дала мне бесценный опыт, и не только в педагогическом и методическом смысле. Я стала лучше понимать, какие возможности есть у меня как у преподавателя, делать более осознанный выбор материалов, подхода и заданий, чувствовать себя более свободно и независимо в аудитории. И конечно, Delta научила меня верить в себя и добиваться своего. Даже когда кажется, что все потеряно. Через год после получения диплома я уже работала академическим директором международного языкового центра, и опыт lesson observations and feedback очень мне помог в работе с коллегами. Delta - это трудно, но это того стоит.

Как я получала Cambridge Delta
Как я получала Cambridge Delta


Анна Николаева

Related Post

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *