Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ

1926

«Куда переехать, чтобы больше зарабатывать?», «Можно ли отказаться от классного руководства?», «Какую нагрузку брать МС, чтобы не надорваться?», «Должен ли учитель во время отпуска писать отчеты и готовить к пересдаче?» — все это лишь верхушка айсберга болей, о которых кричат в учительских пабликах.

Говорить о наболевшем и заботится о себе важно, но для принятия решений нужно смотреть на ситуацию широко. Глобальную картину как раз обрисовал Институт образования Высшей школы экономики.

Эксперты изучили нагрузку, доход и перспективы роста педагогов в государственных и онлайн-школах, а также частных репетиторов в России. Skyeng не мог остаться в стороне от изучения столь важной проблемы — мы предоставили исследователям доступ к своим данным и площадкам для проведения независимого опроса.

Делимся краткими выдержками из исследования.

В основе исследования — социологический опрос преподавателей из всех регионов России, официальная статистика и сведения крупнейших EdTech-компаний.

Сколько зарабатывают учителя и репетиторы

Оплата труда педагогов — по-прежнему одна из самых болезненных тем. Большинство респондентов недовольны своими доходами, где бы они ни работали.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет Института образования НИУ ВШЭ по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов

Не секрет, что зарплата учителя в государственных школах сильно зависит от экономики региона. Так, столичные преподаватели получают почти в два раза больше коллег с периферии.

В среднем преподаватели онлайн-платформ зарабатывают в час 400 рублей за индивидуальные и 1086 рублей за групповые уроки с учетом внеаудиторной нагрузки, а хотят получать от 500 до 1500 рублей и 1000-2500 соответственно. Оплату выше реальной желают и репетиторы, и учителя государственных и частных школ.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов Института образования НИУ ВШЭ

Чтобы увеличить свой доход, учителя комбинируют работу в школе с онлайн-преподаванием и частным репетиторством.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов Института образования НИУ ВШЭ

Большую роль играет то, что в онлайн-школах размер вознаграждения зависит не от региона, а от компетенций специалиста и бонусов. Согласно исследованию, специалисты Skyeng получают в среднем 460 рублей в час* вне зависимости от того, где проживают.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет Института образования НИУ ВШЭ по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов

Интересный факт: как и десятилетия назад, преподавание остается женской профессией — эта тенденция сохраняется во всех типах школ. Однако наметилось разделение по возрасту. Так, половина преподавателей офлайн-школ — это педагоги 45+, а на онлайн-платформах уроки проводят в основном учителя моложе 35 лет (более 60%).

Сколько приходится работать учителям 

Эксперты отмечают, что профессиональное выгорание становится одной из главных проблем в педагогике. В этом состоянии находится значительная часть педагогов с большим стажем работы. Чтобы переломить ситуацию, нужно создать комфортную для учителей среду и снизить административную нагрузку.

Сейчас ситуация такова, что у большинства учителей несколько мест заработка. Среди педагогов государственных школ дополнительно занимаются частным репетиторством 38%, а преподаванием на онлайн-платформах 26,5%. Одновременно по основному месту и по совместительству в нескольких школах работают 4% преподавателей.

Больше 65% преподающих на онлайн-платформах и репетиторов удовлетворены своим графиком. В государственных школах довольных только 25%.
Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет Института образования НИУ ВШЭ по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов

Учителя государственных школ отметили, что вне уроков

  • работают с текущей документацией (89%),
  • проверяют работы учащихся (89%),
  • готовятся к собственным занятиям (88%),
  • повышают квалификацию и занимаются саморазвитием (83%),
  • общаются с родителями (63%),
  • готовят учащихся к конкурсам, олимпиадам, другим мероприятиям по предметам (62%).
Среди главных плюсов онлайн-школ учителя называют экономию времени. У преподавателей Skyeng свободные часы на себя появляются за счет готовых уроков и автоматической проверки домашних заданий. Все материалы уже загружены на нашу образовательную платформу: не нужно продумывать структуру занятия и контент.

Еще одно отличие преподавания в Skyeng от репетиторства — преподаватели не ищут студентов. При подборе учитель-ученик мы смотрим на совпадение графиков, а не территорий. Если преподаватель живет не в самом населенном регионе, то у него все равно будут студенты — мы найдем их в другом месте.

Также онлайн-формат помогает педагогам экономить деньги на транспорте и сводит к нулю дискомфорт от посещения чужого дома.

Развязывает руки и гибкий график. Можно выбрать удобные для себя дни и часы уроков, в течение года корректировать свое расписание занятий. У нас есть преподаватели, которые смогли больше времени заниматься своими детьми, не остаться без денег после прекращения выплат пособий по уходу за ребенком, сократить нагрузку в государственной школе.

Еще по теме Татьяна Румянцева, преподаватель Skysmart: «Для меня было главным выйти из самой системы»

К чему учителя стремятся в карьере и профразвитии

Каким видят свое будущее педагоги? Только 16% учителей готовы продолжать работать в школе без подработки. Большинство педагогов планируют совмещать в разных вариантах обычную школу, онлайн и частное репетиторство.

По данным исследования, почти половина специалистов, преподающих в школах и на онлайн-платформах, не гонятся за карьерой и готовы оставаться «просто учителями». О карьерных амбициях заявила треть опрошенных педагогов.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов Института образования НИУ ВШЭ

Исследование ВШЭ показало, что 75% преподавателей онлайн-школ хотят расти профессионально и видят в платформах такую возможность.

«Мы видим своеобразный цикл карьеры учителя: из государственных школ (или минуя их) преподаватель приходит к нам на онлайн-платформы за профессиональным развитием и, безусловно, финансовой подушкой. Когда основные навыки уже достаточно неплохо развиты, учитель уходит монетизировать их в частное репетиторство. В определенный момент многие понимают, какие еще навыки им необходимо прокачать, и снова идут к нам на онлайн-платформы за дополнительным развитием. И достаточно большое количество преподавателей проходит сейчас и будет проходить в будущем по такому циклу. То есть онлайн-платформы не только помогают преподавателям получать достойный доход, работая по своему графику и со своей нагрузкой — они еще и максимально эффективно развивают профессиональные навыки преподавателя».

Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng
Если в обычных школах можно услышать требования «пройдите/поучаствуйте/выступите, иначе не будет премии», то в Skyeng учителей стимулируют развиваться посылом «попробуйте». Например, чтобы помогать профессиональному росту преподавателей, мы компенсируем успешно сданные международные экзамены.

Внутри компании учителям доступны бесплатные ресурсы, обмен опытом в профессиональном сообществе и обучение от команды Teachers Training Center, нашего центра развития преподавателей. Также мы регулярно проводим бесплатные вебинары и воркшопы с методистами, психологами и другими экспертами. С повышением квалификации и качества уроков растет и вознаграждение.

Амбициозным учителям c хорошими навыками и опытом открыта дорога в отдел Premium (английский, русский, математика), где оплата за уроки выше. Также преподаватели могут дорасти до методистов, попробовать себя в роли составителей контента уроков, спикеров вебинаров (это тоже оплачивается) и освоить менеджерские профессии. С новыми навыками расширяются возможности преподавателей на рынке труда.

Читайте также Преподавать в Skyeng Premium: выгодно или сложно?

В современных реалиях подразумевается, что у школьных педагогов есть высшее профильное образование. Если посмотреть на онлайн-платформы, то большинство преподавателей групповых уроков (82%) имеют высшее профильное образование, еще 8,8% — высшее непрофильное. Они в основном работают со школьниками. 

Опрос ВШЭ показал, что картина меняется в индивидуальных занятиях. Только 34,7% преподавателей имеют высшее профильное образование, а 47,8% — высшее непрофильное. Они не только готовят детей к итоговой аттестации, но и взрослых к другим испытаниям, особенно по английскому языку. Поэтому при наборе преподавателей компании больше внимания обращают на компетенции, чем на образование, что делает онлайн демократичным.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ

Это вновь подводит к вопросу о развитии навыков. По данным из полной версии исследования, 72% учителей государственных школ нуждаются в совершенствовании профессиональных компетенций и 97% учителей частных школ. Среди основных инструментов: 

  • изучение образовательных материалов в интернете, 
  • онлайн-курсы, 
  • онлайн-семинары и вебинары, 
  • чтения профессиональной и научной литературы, 
  • прохождение аудиторных курсов, 
  • взаимное обучение в коллективе,
  • посещение уроков других преподавателей.

Говоря о причинах повышения профессионального уровня, учителя государственных школ отметили желание: разнообразить деятельность (63%), больше зарабатывать (61%), быть одним из лучших в своей области (58%), безукоризненно выполнять работу (52%). Учителям частных школ важнее больше зарабатывать (76,5%), безукоризненно выполнять работу (68%), быть одним из лучших в своей области (68%), разнообразить деятельность (50%).

По сравнению с учителями из государственных школ, педагоги в частных учреждениях лучше понимают, какие навыки и как развивать — 58% против 79%. Но среди преподавателей много и тех , кто вовсе не знает, как достичь желаемого (27%). Обе категории нуждаются в специализированных курсах, материалах для самообразования, сообществе активных коллег. Преподаватели частных школ в опросе еще отметили потребность в менторах и наставниках. 

Почему педагоги уходят в онлайн

Одни учителя предпочитают увеличивать нагрузку ради повышения уровня дохода, другие — наоборот, ищут возможность сделать график более гибким, чтобы высвободить время для себя. В Skyeng стараются удовлетворить запросы обеих групп. Здесь не нужно быть классным руководителем, дежурным на экзаменах, культоргом — у нас нет такой нагрузки, зато есть бесплатная психологическая помощь и онлайн-йога. 

Мы понимаем, что преподавателям — особенно тем, кто полностью переключился на онлайн — иногда не хватает общения с другими учителями. Поэтому мы уделяем внимание развитию профессионального сообщества: проводим марафоны, флешмобы и бесплатные вебинары, новогоднего «Тайного Санту», а также творческий конкурс Skyeng Teacher Award. Многие преподаватели Skyeng спустя время зовут в команду знакомых педагогов и заодно получают денежный бонус за участие в реферальной программе.

Чем увереннее преподаватель чувствует себя на своем месте, тем лучше он проводит уроки. Поэтому комфорт и развитие преподавателя — один из главных фокусов внимания в Skyeng.

Компания создает среду, в которой педагог чувствует свою важность и нужность вне зависимости от возраста и стажа.

Опытные преподаватели выбираются из рутины, а молодые получают поддержку и возможность для роста. Во внутреннем опросе учителя отзываются о преподавании в Skyeng словами «классно», «легко» и «интересно». А вот такие отзывы они пишут на внешних ресурсах:

«Преподавание онлайн — отличная возможность совмещать приятное с полезным: открывать новые горизонты для самосовершенствования в качестве онлайн-преподавателя и одновременно получать доступ к обширной базе знаний для собственного саморазвития. Когда нет необходимости самой искать учеников, когда можно организовать удобное для себя расписание и нагрузку, когда в наличии имеется огромная вариация готовых материалов и разработок уроков для самых разных уровней студентов, то работа становится удовольствием. Нельзя не упомянуть и постоянные вебинары и курсы, которые могут посещать педагоги, обмениваясь своим мнением, идеями, опытом».

Третьяк Ирина
Преподаватель английского языка, г. Санкт-Петербург
«Я проработала в школе 8 лет. Что я видела: программы, отчеты, бумажки… С детьми некогда работать, надо отчеты писать. Ушла в декрет, а после в школу возвращаться не хотелось. И я нашла Skysmart, а в ней есть самое дорогое для меня — работа с ребенком, а не бумажками. Уже почти год веду уроки в Skysmart, мне все нравится! Но решать только вам, это ваша жизнь, никто не примет решение за вас. Просто задайте себе вопрос: чего я хочу на самом деле и что мне для этого нужно сделать? Делайте все из любви к себе, думайте прежде всего о себе».

Нестерова Ольга
Преподаватель русского языка

__________

* Размер базовой оплаты за урок зависит от предмета, уровня языка, направления (уроки с детьми, подготовка к экзаменам, групповые уроки и другие) и опыта. Еще есть бонусы за количество занятий и продолжительность сотрудничества со школой.

Проводя в день по 4-6 онлайн-уроков по 50 минут, можно получать от 40 тысяч в месяц. Выходит, что преподавание ежедневно занимает не более шести часов, потому что в Skyeng не обязательно готовить материалы уроков, а большая часть домашней работы проверяется автоматически. К тому же не нужно тратить время на дорогу к ученикам.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×