Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ

«Куда переехать, чтобы больше зарабатывать?», «Можно ли отказаться от классного руководства?», «Какую нагрузку брать МС, чтобы не надорваться?», «Должен ли учитель во время отпуска писать отчеты и готовить к пересдаче?» — все это лишь верхушка айсберга болей, о которых кричат в учительских пабликах.

Говорить о наболевшем и заботится о себе важно, но для принятия решений нужно смотреть на ситуацию широко. Глобальную картину как раз обрисовал Институт образования Высшей школы экономики.

Эксперты изучили нагрузку, доход и перспективы роста педагогов в государственных и онлайн-школах, а также частных репетиторов в России. Skyeng не мог остаться в стороне от изучения столь важной проблемы — мы предоставили исследователям доступ к своим данным и площадкам для проведения независимого опроса.

Делимся краткими выдержками из исследования.

В основе исследования — социологический опрос преподавателей из всех регионов России, официальная статистика и сведения крупнейших EdTech-компаний.

Сколько зарабатывают учителя и репетиторы

Оплата труда педагогов — по-прежнему одна из самых болезненных тем. Большинство респондентов недовольны своими доходами, где бы они ни работали.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет Института образования НИУ ВШЭ по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов

Не секрет, что зарплата учителя в государственных школах сильно зависит от экономики региона. Так, столичные преподаватели получают почти в два раза больше коллег с периферии.

В среднем преподаватели онлайн-платформ зарабатывают в час 400 рублей за индивидуальные и 1086 рублей за групповые уроки с учетом внеаудиторной нагрузки, а хотят получать от 500 до 1500 рублей и 1000-2500 соответственно. Оплату выше реальной желают и репетиторы, и учителя государственных и частных школ.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов Института образования НИУ ВШЭ

Чтобы увеличить свой доход, учителя комбинируют работу в школе с онлайн-преподаванием и частным репетиторством.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов Института образования НИУ ВШЭ

Большую роль играет то, что в онлайн-школах размер вознаграждения зависит не от региона, а от компетенций специалиста и бонусов. Согласно исследованию, специалисты Skyeng получают в среднем 460 рублей в час* вне зависимости от того, где проживают.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет Института образования НИУ ВШЭ по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов

Интересный факт: как и десятилетия назад, преподавание остается женской профессией — эта тенденция сохраняется во всех типах школ. Однако наметилось разделение по возрасту. Так, половина преподавателей офлайн-школ — это педагоги 45+, а на онлайн-платформах уроки проводят в основном учителя моложе 35 лет (более 60%).

Сколько приходится работать учителям 

Эксперты отмечают, что профессиональное выгорание становится одной из главных проблем в педагогике. В этом состоянии находится значительная часть педагогов с большим стажем работы. Чтобы переломить ситуацию, нужно создать комфортную для учителей среду и снизить административную нагрузку.

Сейчас ситуация такова, что у большинства учителей несколько мест заработка. Среди педагогов государственных школ дополнительно занимаются частным репетиторством 38%, а преподаванием на онлайн-платформах 26,5%. Одновременно по основному месту и по совместительству в нескольких школах работают 4% преподавателей.

Больше 65% преподающих на онлайн-платформах и репетиторов удовлетворены своим графиком. В государственных школах довольных только 25%.
Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет Института образования НИУ ВШЭ по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов

Учителя государственных школ отметили, что вне уроков

  • работают с текущей документацией (89%),
  • проверяют работы учащихся (89%),
  • готовятся к собственным занятиям (88%),
  • повышают квалификацию и занимаются саморазвитием (83%),
  • общаются с родителями (63%),
  • готовят учащихся к конкурсам, олимпиадам, другим мероприятиям по предметам (62%).
Среди главных плюсов онлайн-школ учителя называют экономию времени. У преподавателей Skyeng свободные часы на себя появляются за счет готовых уроков и автоматической проверки домашних заданий. Все материалы уже загружены на интерактивную платформу Vimbox: не нужно продумывать структуру занятия и контент.

Еще одно отличие преподавания в Skyeng от репетиторства — преподаватели не ищут студентов. При подборе учитель-ученик мы смотрим на совпадение графиков, а не территорий. Если преподаватель живет не в самом населенном регионе, то у него все равно будут студенты — мы найдем их в другом месте.

Также онлайн-формат помогает педагогам экономить деньги на транспорте и сводит к нулю дискомфорт от посещения чужого дома.

Развязывает руки и гибкий график. Можно выбрать удобные для себя дни и часы уроков, в течение года корректировать свое расписание занятий. У нас есть преподаватели, которые смогли больше времени заниматься своими детьми, не остаться без денег после прекращения выплат пособий по уходу за ребенком, сократить нагрузку в государственной школе.

Еще по теме Татьяна Румянцева, преподаватель Skysmart: «Для меня было главным выйти из самой системы»

К чему учителя стремятся в карьере и профразвитии

Каким видят свое будущее педагоги? Только 16% учителей готовы продолжать работать в школе без подработки. Большинство педагогов планируют совмещать в разных вариантах обычную школу, онлайн и частное репетиторство.

По данным исследования, почти половина специалистов, преподающих в школах и на онлайн-платформах, не гонятся за карьерой и готовы оставаться «просто учителями». О карьерных амбициях заявила треть опрошенных педагогов.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ
Источник: Отчет по проведению исследования и анализа степени загрузки, оплаты труда и дополнительных заработков педагогов и преподавателей образовательных организаций и репетиторов Института образования НИУ ВШЭ

Исследование ВШЭ показало, что 75% преподавателей онлайн-школ хотят расти профессионально и видят в платформах такую возможность.

«Мы видим своеобразный цикл карьеры учителя: из государственных школ (или минуя их) преподаватель приходит к нам на онлайн-платформы за профессиональным развитием и, безусловно, финансовой подушкой. Когда основные навыки уже достаточно неплохо развиты, учитель уходит монетизировать их в частное репетиторство. В определенный момент многие понимают, какие еще навыки им необходимо прокачать, и снова идут к нам на онлайн-платформы за дополнительным развитием. И достаточно большое количество преподавателей проходит сейчас и будет проходить в будущем по такому циклу. То есть онлайн-платформы не только помогают преподавателям получать достойный доход, работая по своему графику и со своей нагрузкой — они еще и максимально эффективно развивают профессиональные навыки преподавателя».

Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng
Если в обычных школах можно услышать требования «пройдите/поучаствуйте/выступите, иначе не будет премии», то в Skyeng учителей стимулируют развиваться посылом «попробуйте». Например, чтобы помогать профессиональному росту преподавателей, мы компенсируем успешно сданные международные экзамены.

Внутри компании учителям доступны бесплатные ресурсы, обмен опытом в профессиональном сообществе и обучение от команды Teachers Training Center, нашего центра развития преподавателей. Также мы регулярно проводим бесплатные вебинары и воркшопы с методистами, психологами и другими экспертами. С повышением квалификации и качества уроков растет и вознаграждение.

Амбициозным учителям c хорошими навыками и опытом открыта дорога в отдел Premium (английский, русский, математика), где оплата за уроки выше. Также преподаватели могут дорасти до методистов, попробовать себя в роли составителей контента уроков, спикеров вебинаров (это тоже оплачивается) и освоить менеджерские профессии. С новыми навыками расширяются возможности преподавателей на рынке труда.

Читайте также Преподавать в Skyeng Premium: выгодно или сложно?

В современных реалиях подразумевается, что у школьных педагогов есть высшее профильное образование. Если посмотреть на онлайн-платформы, то большинство преподавателей групповых уроков (82%) имеют высшее профильное образование, еще 8,8% — высшее непрофильное. Они в основном работают со школьниками. 

Опрос ВШЭ показал, что картина меняется в индивидуальных занятиях. Только 34,7% преподавателей имеют высшее профильное образование, а 47,8% — высшее непрофильное. Они не только готовят детей к итоговой аттестации, но и взрослых к другим испытаниям, особенно по английскому языку. Поэтому при наборе преподавателей компании больше внимания обращают на компетенции, чем на образование, что делает онлайн демократичным.

Сколько получают учителя — исследование Института образования ВШЭ

Это вновь подводит к вопросу о развитии навыков. По данным из полной версии исследования, 72% учителей государственных школ нуждаются в совершенствовании профессиональных компетенций и 97% учителей частных школ. Среди основных инструментов: 

  • изучение образовательных материалов в интернете, 
  • онлайн-курсы, 
  • онлайн-семинары и вебинары, 
  • чтения профессиональной и научной литературы, 
  • прохождение аудиторных курсов, 
  • взаимное обучение в коллективе,
  • посещение уроков других преподавателей.

Говоря о причинах повышения профессионального уровня, учителя государственных школ отметили желание: разнообразить деятельность (63%), больше зарабатывать (61%), быть одним из лучших в своей области (58%), безукоризненно выполнять работу (52%). Учителям частных школ важнее больше зарабатывать (76,5%), безукоризненно выполнять работу (68%), быть одним из лучших в своей области (68%), разнообразить деятельность (50%).

По сравнению с учителями из государственных школ, педагоги в частных учреждениях лучше понимают, какие навыки и как развивать — 58% против 79%. Но среди преподавателей много и тех , кто вовсе не знает, как достичь желаемого (27%). Обе категории нуждаются в специализированных курсах, материалах для самообразования, сообществе активных коллег. Преподаватели частных школ в опросе еще отметили потребность в менторах и наставниках. 

Почему педагоги уходят в онлайн

Одни учителя предпочитают увеличивать нагрузку ради повышения уровня дохода, другие — наоборот, ищут возможность сделать график более гибким, чтобы высвободить время для себя. В Skyeng стараются удовлетворить запросы обеих групп. Здесь не нужно быть классным руководителем, дежурным на экзаменах, культоргом — у нас нет такой нагрузки, зато есть бесплатная психологическая помощь и онлайн-йога. 

Мы понимаем, что преподавателям — особенно тем, кто полностью переключился на онлайн — иногда не хватает общения с другими учителями. Поэтому мы уделяем внимание развитию профессионального сообщества: проводим марафоны, флешмобы и бесплатные вебинары, новогоднего «Тайного Санту», а также творческий конкурс Skyeng Teacher Award. Многие преподаватели Skyeng спустя время зовут в команду знакомых педагогов и заодно получают денежный бонус за участие в реферальной программе.

Чем увереннее преподаватель чувствует себя на своем месте, тем лучше он проводит уроки. Поэтому комфорт и развитие преподавателя — один из главных фокусов внимания в Skyeng.

Компания создает среду, в которой педагог чувствует свою важность и нужность вне зависимости от возраста и стажа.

Опытные преподаватели выбираются из рутины, а молодые получают поддержку и возможность для роста. Во внутреннем опросе учителя отзываются о преподавании в Skyeng словами «классно», «легко» и «интересно». А вот такие отзывы они пишут на внешних ресурсах:

«Преподавание онлайн — отличная возможность совмещать приятное с полезным: открывать новые горизонты для самосовершенствования в качестве онлайн-преподавателя и одновременно получать доступ к обширной базе знаний для собственного саморазвития. Когда нет необходимости самой искать учеников, когда можно организовать удобное для себя расписание и нагрузку, когда в наличии имеется огромная вариация готовых материалов и разработок уроков для самых разных уровней студентов, то работа становится удовольствием. Нельзя не упомянуть и постоянные вебинары и курсы, которые могут посещать педагоги, обмениваясь своим мнением, идеями, опытом».

Третьяк Ирина
Преподаватель английского языка, г. Санкт-Петербург
«Я проработала в школе 8 лет. Что я видела: программы, отчеты, бумажки… С детьми некогда работать, надо отчеты писать. Ушла в декрет, а после в школу возвращаться не хотелось. И я нашла Skysmart, а в ней есть самое дорогое для меня — работа с ребенком, а не бумажками. Уже почти год веду уроки в Skysmart, мне все нравится! Но решать только вам, это ваша жизнь, никто не примет решение за вас. Просто задайте себе вопрос: чего я хочу на самом деле и что мне для этого нужно сделать? Делайте все из любви к себе, думайте прежде всего о себе».

Нестерова Ольга
Преподаватель русского языка

__________

* Размер базовой оплаты за урок зависит от предмета, уровня языка, направления (уроки с детьми, подготовка к экзаменам, групповые уроки и другие) и опыта. Еще есть бонусы за количество занятий и продолжительность сотрудничества со школой.

Проводя в день по 4-6 онлайн-уроков по 50 минут, можно получать от 40 тысяч в месяц. Выходит, что преподавание ежедневно занимает не более шести часов, потому что в Skyeng не обязательно готовить материалы уроков, а большая часть домашней работы проверяется автоматически. К тому же не нужно тратить время на дорогу к ученикам.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×