Учим детей правильной интонации

Учим детей правильной интонации

Интонация. Не все ученики даже знают, что нужно говорить и читать на английском, интонируя. Грамматика, лексика, проблемы с дисциплиной, разноуровневые ученики, сложный учебник – учитель перегружен задачами. Он работает над правильным произношением звуков, а вот на тоны голоса и смысловое ударение времени уже не хватает. Если у учителя речь выразительная, дети запомнят правильное произнесение непроизвольно. Частое прослушивание речи носителей и просмотр мультфильмов тоже помогут овладеть беглой и выразительной речью.

Интонация важна для выражения настроения и намерений говорящего. Понижение голоса и монотонность, присущие русскому языку, иногда звучат осуждающе и недружелюбно для иностранцев. Расскажите детям, почему важно сделать “голос вверх” в общих вопросах, как передать тоном восторг или равнодушие. Уверена, их позабавит информация о том, что одна и та же фраза может означать совершенно различные эмоции. 

Основные тоны для обучения детей

Обратите внимание на основные тоны, о которых нужно знать изучающим английский язык:

Fall ↘ (понижение голоса) используем в повествовательных предложениях, приказах, специальных вопросах, восклицательных предложениях.

Rise ↗ (повышение голоса) подразумевает, что далее будет продолжение: просьба, общий вопрос, вводное слово, прощание. 

Fall Rise ↘↗ (понижение+повышение) – “мягкий” тон, применяется в вопросах с переспросом, уточнениях, исправлениях собеседника, противопоставлениях, благодарности, риторических вопросах.

Менее распространенные Flat →  и Rise fall ↗↘ для выражения равнодушия и сильной эмоциональной окраски.  Помним, что замедление голоса и мимика также показывают выражаемые эмоции.

Задания для тренировки интонирования

Чем меньше ученики, тем больше упражнения должны быть основаны на игре и подражании. Со старшими можно уже добавить теории, но обязательно с практикой.

  • прослушать диалог и отметить, где голос “идет вверх” (маленьким говорим, что нам нужно “расшифровать”, что чувствует говорящий);
  • проговаривать за диктором, стараясь успеть за темпом речи и скопировать произношение/интонацию/смысловые ударения (в начальной школе используйте чанты – небольшие ритмичные стихотворения);;
  • отреагировать на заданную ситуацию, разыгрывая роль (например, как бы это сказал пират, веселый воробей, грустный Пьеро, равнодушная Снежная Королева и т.д.);
  • повторять за фразой-образцом изменяя темп, тембр, громкость, чтобы было смешно – это улучшит восприятие и запоминание;
  • сделать записи на диктофон одной фразы по схемам (нарисуйте стрелочки вверх, вниз, вправо) и определить, как изменились передаваемые эмоции;
  • придумать ситуацию, в которой смысловое ударение будет звучать корректно:

He walked in the park. (хотя я плохо вижу, на этот раз не ошиблась)

He walked in the park. (он всегда катается на велосипеде, но в этот раз шел пешком) 

He walked in the park. (он был в парке, хотя говорил, что отправится на прогулку в лес)

  • разучить стихотворение и рассказывать его от лица разных героев,
  • сыграть “Бинго” – дети должны отмечать смайлики-эмоции в зависимости от того, с какой интонацией учитель сказал фразу. 

Изучение интонации расширяет представление детей о языке. Английский становится не простой абстракцией, но реальным средством общения, выражения своих эмоций. 


Олеся Щербакова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    380 5

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×