28.03.2020
712
1

Мнемонические игры для детей. Часть 1

Слова — наверное, самый болезненный аспект при изучении иностранного языка. Причем совершенно неважно, для взрослых или для детей. Как их выучить? А когда выучишь — как правильно использовать? Вот задача, над которой бьются методисты и технократы всех эпох.

Еще совсем недавно мы радовались технологии 25 кадра, обучению языку под гипнозом, во сне… Но со временем все эти новации сошли со сцены. А в школах учителя все еще проводят словарные диктанты, задают прописать каждое новое слово по строчке. Кто-то свято верит рецептам Дейла Карнеги о том, что, использовав новое слово три раза, ты запомнишь его на всю жизнь…

Где же истина? Как помочь нашим маленьким ученикам быстро и легко запомнить новые слова? Ответ очень прост — игра!

Больше игр — хороших и разных

Игра — это фантастический сценарий, в который вы хитроумно вплетаете различные фишки и новинки, которые логично и последовательно укладывают в голове вашего ученика новый англоязычный контент.

Новая лексика вводится, тренируется и воспроизводится в игровой форме, и практика показывает, что такие слова запоминаются отлично, при этом входя в активный словарь ученика вместе с лексическими клише (с контекстом, в котором слово употреблено).

Для малышей подойдут игры, в которых задействованы реальные, осязаемые предметы: их тело, лицо, одежда, карточки с рисунками, предметы, окружающие их в классе или игровой комнате.

Давайте рассмотрим некоторые игровые сценарии и то, как можно их модифицировать для своих целей.

Сценарий «покажи»

  1. Ears, nose, knees

Эту игру я подсмотрела на занятиях своего маленького сына на айкидо. Тренер играла с детьми в «уши, нос, колени». Смысл её прост: ведущий показывает на уши, или на нос, или на колени, при этом называя другую часть тела (из указанных трех). Цель игроков — показать на названную часть тела, не сбившись (темп игры постоянно ускоряется). Ошибшийся вылетает из игры.

Тренер по айкидо стремилась развить внимание и реакцию. Ну, и мы будем развивать эти замечательные навыки, но для нас эта игра — еще и отличный способ выучить все части нашего тела. Начинаем с данных трех (ears, nose, knees). Ускоряемся. Смеемся, жалеем ошибшихся, даем им второй шанс. Потом добавляем новые слова: tummy, shoulders, head, toes, hands, arms, elbows…. И даже bottom!

Длительность игры — 3-5 минут, и в нее с удовольствием играют даже внешне такие взрослые восьмиклассники.

К сценарию «покажи» относится и игра

  1. Memory.

В эту игру мы включаем все, что есть в классе или игровой комнате. Вызываем первого ученика и называем ему какой-либо элемент класса. Например, “whiteboard”. Ученик идет к доске, касается ее, называет: «whiteboard», — и садится на место. Вызываем следующего: “Go to the door”. Второй идет сначала к доске, называет её, потом идет к двери, называет: “door” — и садится. Продолжаем играть, и постепенно список того, что нужно показать и назвать в классе, вырастает до 15 предметов. Нужно обязательно показать их в правильной последовательности и назвать по-английски. Все это действо обычно совершается бегом, с хохотом и подначиванием подельников. И, конечно же, все хотят быть последними в игре, чтобы продемонстрировать свою замечательную память.

Слова, выученные по сценарию «покажи», не забываются никогда.

Сценарий «сделай»

В этом сценарии мы даем различные команды на английском языке.

Чаще всего начинают изучать команды с песенок:

Stand up

Look around,

Shake your hand

And turn around.

Stomp your feet

On the ground,

Clap your hands

and then sit down.

Добавляем более сложные и интеллектуальные команды:

Run, run, run like a zebra!

Crawl, crawl, crawl like a crocodile!

Walk, walk, walk like an elephant!

Hop, hop, hop like a rabbit!

Fly, fly, fly like a bird.

Естественно, что на первых порах нужно обязательно выполнять свои же команды вместе с детьми, что само по себе “страшно” весело и вполне заменяет поход в фитнес клуб.

Дальше начинаем варьировать и комбинировать команды, используя более сложные сценарии. Наиболее известная игра этого сценария — «Simon says». В ней ребята выполняют команды, только если перед командой прозвучало «Simon says»:

Simon says, stand up (выполняем). Turn around (стоим, ждем). Simon says, fly like a bird. (летим). Sit down (стоим, ждем). Simon says, clap your hands и так далее.

Задача — не ошибиться. Ошибка приводит к исключению из игры. Кстати, в эту игру можно включать команды типа “touch your nose”, “touch your knees”, еще и еще раз повторяя изученное.

Далее можно добавлять достаточно экзотичные слова типа “rub”, “pat”, “touch”, “point to”, делая игру еще интереснее и насыщеннее.

Но моя любимая забава в этом сценарии — йога-зарядка на английском языке. Во-первых, полезно. Во-вторых, весело. В-третьих — задействуем гигантское количество слов и действий на английском.

Вот небольшой сценарий такой зарядки.

  1. Поза горы — Mountain. (становимся, называем).
  2. Поза героя — в нашем варианте — shooting an arrow (делаем вид, что стреляем из лука, поворачиваясь вправо и влево).
  3. Boxing. Встаем в плие и энергично боксируем воздух. Тут можно посчитать до 20, заодно и повторим цифры.
  4. Собака мордой вниз и вверх (Dog face up / down).
  5. Поза кобры (лежим на полу, приподымаем верхнюю часть тела и угрожающе шипим вправо и влево) — Snake.
  6. Поза льва. Сидим на поджатых под себя ногах, широко открываем рот, высовываем язык и делаем вид, что хотим немедленно съесть соседа (беззвучно). — Lion.
  7. Голова коровы (сцепить руки за спиной) — Cow.
  8. Поза дерева — стоим на одной ноге, соединив над головой прямые руки. Считаем, кто дольше простоит и не упадет. Tree.

В этой игре можно полностью переходить на английский язык, делая замечания и хваля наиболее отличившихся.

Эти два сценария — «покажи» и «сделай» — дают нам неограниченное число вариаций, которые можно адаптировать под свои нужды. Вместо частей тела мы можем давать одежду, или вообще просить показать карточки с нужными словами. Команды могут быть очень сложными и включать несколько действий (“go to the bookcase”, “open the blue door”, “take a yellow pencil and put it under the chair”). Сцепляя слова в более сложные конструкции, мы стремимся разнообразить контекст, а в идеале — подвести учеников к тому, чтобы они сами начинали воспроизводить изученное, даже если это 4-5 летние дети.

Существуют и более абстрактные сценарии, которые тренируют способность описывать, догадываться, записывать слова по заданным условиям. На них мы обязательно остановимся в следующей статье.

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×