Вся информация в учебнике поделена на “юниты”. Для нас это привычно и естественно, а между тем, такая форма имеет название в педагогике и научно-обоснованное подтверждение ее пользы.

Модульное обучение это организация образовательного процесса, при которой учебная информация структурируется в модули. Модуль очерчивает границы, рамки, а внутри этого модуля узкотематические блоки. 

Таким образом, общая тема наполнена модулями, то есть частными вопросами, которые раскрываются через блоки. По задумке создателя этой технологии Дж. Рассела модули и блоки вы можете менять самостоятельно, подстраивая под ваши цели и задачи, варьировать в зависимости от ваших возможностей и способностей ученика. Это можно сравнить с конструктором LEGO. К сожалению, школьный учитель почти ничего не может менять, проходя блоки в строго определенном порядке. Преподаватели курсов и тьюторы, работающие индивидуально, более свободны в своих решениях.

Модульное или блочное обучение от традиционной формы отличается тем, что изучается не множество предметов одновременно, а 1-3 предмета, наиболее связанные между собой, изучаются в течение нескольких месяцев. 

 В интерпретации отечественных и зарубежных ученых главное в модульном обучении возможность его индивидуализации.

Варианты модульного обучения:

  1. Изучается один предмет. В таком случае на достижение одной образовательной цели может отводиться от нескольких недель до полугода. Этот вариант подойдет учащимся, которым трудно переключаться с предмета на предмет.
  2. Несколько предметов изучаются параллельно. Таким образом подчёркиваются междисциплинарные связи, одна тема может рассматриваться с разных сторон. Такой вариант подойдет детям, которым необходима смена деятельности.

В методической литературе, посвященной обучению иностранным языкам, можно встретить различные подходы к построению модулей, например:

—  под модулем может подразумеваться целый учебный курс, например,  “Fun English”;

— тематический курс, когда в качестве модуля рассматривается отдельная тема, например, “Family and Friends”, “It’s my life!”.

— это может быть учебный блок, направленный на  обучение  письму,  аудированию,  чтению  или  говорению,  например,  “Hello!” или “Email to a friend”;

— аспектный подход, при котором целью работы с модулем является обучение различным аспектам языка (лексике, грамматике, фонетике);

— уровневый подход, когда сложность учебного материала соотносится с уровнем знаний ученика, например, «Английский для дошкольников».

Структура модульного обучения

Для организации модульного обучения, прежде всего, необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. 

В формулировке цели обучения указывается объем изучаемого содержания и уровень его усвоения.

Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми критериями:

  • нижним пределом содержания учебного материала будет уровень обязательной подготовки. Верхнего предела может и не быть, всё зависит от интереса учащегося;
  • используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные  связи;
  • деятельность ученика структурируется в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. 

Наличие альтернативных (выборочных) модулей и возможность их свободного выбора позволяет всем учащимся усвоить материал в индивидуальном, комфортном темпе. Задания должны быть посильно сложными. Учитель подбирает для каждого ученика  подходящие упражнения, отвечающие его уровню, запросам и желаниям.

К примеру, материал курса английского языка для 3 класса по учебнику “Enjoy English” М.З Биболетовой уже предполагает следующие модули:

  1. Welcome to green school!
  2. Happy green lessons!
  3. Speaking about a new friend
  4. Telling stories and writing letters to your friends.

Для 9 класса:

  • Hello, America!
  • Do good clothes open all doors?
  • Good health is above wealth.
  • Do your parents understand you?
  • Going down Hollywood Boulevard…
  • What are you going to do in summer?

Сравнение модульной и традиционной системы обучения

Screenshot 6 SkyteachГлавный принцип — самостоятельность

90% учебного времени отводится на самостоятельную деятельность учеников, лишь 10% занимает направляющая роль учителя.

Самостоятельность ученика ограничивается только его возможностями и желанием. Задача учителя-наставника в этом случае оказание помощи в преодолении трудностей, что включает в себя:

— координацию учебной деятельности;

— подсказки, как рациональнее действовать;

— дополнительное разъяснение материала;

— предоставление возможности для практики.

Учитель помогает сориентироваться в информационном пространстве, подсказывает, где найти нужный учебный материал и т. д. Пока ученик самостоятельно “черпает” знания, учитель подбирает наиболее эффективные методы и приемы индивидуальной работы с данным учеником.

Стоит отметить, что перед изучением новой темы ребенку также предлагается тестирующий контроль с целью определения готовности к освоению предстоящей темы. Это может быть тест, творческое задание или устный опрос.

Модульная технология позволяет подбирать задания для детей любого уровня знаний. Своевременная работа с индивидуальными проблемами учеников повышает их мотивацию. Благодаря тому, что учащийся работает максимум времени самостоятельно, он учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему проанализировать свою деятельность, самому определить уровень усвоения знаний, видеть проблемы и находить пути их решения.

Модули оказались не так просты! Попробуйте правильно использовать технологию модульного обучения, чтобы улучшить результаты учеников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×