Этот вид общения часто также называют «немым языком», «языком тела» или «паралингвистикой»: он включает в себя жесты и мимику, которые считывается нашими собеседниками осознанно или чаще бессознательно. Использование навыков невербального общения настолько популярно, что его часто применяют для развития навыков убеждения при презентациях, продажах и даже как реальную альтернативу детектору лжи. В этой статье мы рассмотрим, как использовать невербальное общение на уроках английского. 

Концепция урока

Успех любого педагога зависит от его умения организовать интересный учебный процесс: необходима благоприятная творческая атмосфера на уроке, которая мотивирует учеников принимать участие в процессе коммуникации. Невербальное общение на уроках английского языка может очень помочь преподавателю в создании такой атмосферы. Именно по этой причине нам не стоит недооценивать их роль в процессе учебы. 

Примечательно, что невербальные средства общения изучает раздел лингвистики, который называется «паралингвистика», что в переводе с греческого означает «около лингвистики». Под этим термином понимается совокупность всех средств самовыражения, не опирающихся на слова. 

Необходимо проводить большую часть урока на иностранном языке, но при этом, не допускать нарушения баланса TTT (Teacher Talking Time) со стороны учителя. Долгое и непрерывное говорение преподавателя приводит к тому, что у учеников теряется концентрация, интерес и мотивация. Это приводит к снижению продуктивности урока. 

На уроках английского, учитель передает основную часть информации вербальным методом: произношение слов на английском, перевод или дефиниция. Используя мимику, жесты и другие невербальные методы, мы сокращаем время, которое тратится на говорение преподавателя, в пользу говорения студента, что повышает практическую ценность уроков. Конечно, каждый урок становится максимально продуктивным, если помогает достигать определенной цели студентов. 

Метод опоры на физические действия 

Если мы хотим побудить наших студентов выражать свои мысли на английском языке, следует прибегнуть к нетрадиционным методам обучения. Первый, который мы рассмотрим — метод опоры на физические действия (Total Physical Response). В его основе лежит структурная лингвистика, бихевиоризм и психология о координации речи и физических действий. Этот метод основывается на том принципе, что иностранный язык следует учить по имитации обучения родному в два этапа. Доктор психологических наук Дж. Ашер, который считается создателем этого метода, утверждал, что начинать изучение языка надо с этапа, где студент сначала учится воспринимать речь на слух, а потом только пытается ее воспроизвести. 

Применяя этот метод, преподаватель произносит слова или даже предложения на иностранном языке, сопровождая их определенным рядом действий. При этом студенты задействуют сразу визуальные, аудиальные и кинестетические каналы восприятия. Вовлечение учеников в подобное занятие крайне высоко, так как дети любят двигаться, воспринимая происходящее как игру. 

Примеры использования

  1. Использование метода при командах, как open your books, close your eyes, clap your hands, take a pen, take an orange pencil и так далее. Все эти фразы сопровождаются идентичными действиями преподавателя, а затем повторяются учениками. 
  2. Использование невербальных средств для семантизации слов, обозначающих движения: run, jump, sit, stay и так далее;
  3. Использование невербальных средств для повелительного наклонения: open a window, go out, clean the blackboard, go to the blackboard, read out loud, write down и так далее. 
  4. Упражнение на использование невербальных средств во время рассказа историй: учителю следует показывать некоторые действия из текста/рассказа, который он использует в обучении. 

Модель PPP

PPP (Презентация, Практика, Применение) — этот метод основывается на психологии бихевиоризма. Обучение рассматривается как процесс, во время которого ученик нужным образом реагирует на стимулы преподавателя. Суть метода в том, чтобы добиться от учащегося самостоятельного выполнения необходимого действия, к которому закреплена определенная реакция учителя — положительная или отрицательная. Например, подав соответствующий стимул, как поощрение или неодобрение, учитель побуждает ученика к ряду действий. Часто им становится улыбка, кивок или напротив — взгляд с сомнением, останавливающий/предупреждающий жест рукой.

Рассмотрим три этапа развития по этому модулю:

  1. Презентация — учитель знакомит учеников с новой лексикой, объясняя ее значение через демонстрацию иллюстраций, примеров. 
  2. Практика — тренировка в использовании новых слов и материала. 
  3. Применение — самый главный этап, где учащиеся сами используют языковой материал и новую лексику, наблюдая за реакцией преподавателя. О необходимых жестах или мимике — стимулах со стороны преподавателя можно условится заранее. 

Ученики считывают невербальные знаки преподавателя на свою речь и контролируют процесс использования нового материала, сами поправляя себя и обращая внимания на свои ошибки и пробелы или подмечая успехи. Это позволяет не перебивать учеников во время диалогов, рассказов или других устных предложений, но в то же время помогать им контролировать процесс, понимая насколько правильно они говорят.

В  этой статье мы рассмотрели лишь несколько методов невербального общения между учителями и детьми на уроках английского языка. Не стоит недооценивать навыки невербального общения, так как они помогают создавать прочные эмоционально-психологические связи между студентами и преподавателями, тем самым облегчая процесс изучения иностранного языка.

Почитайте по теме: How to hold students’ attention (online groups)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×