Языковая догадка. Так ли она нужна младшим школьникам? Хорошо помню ситуацию на уроке, когда сказала своей 7-летней ученице: “I watch TV on Mondays. What do you do on Mondays?”. В ответ я ожидала услышать бодрое: “I play computer games / do homework / go to school on Mondays”, но получила лишь округленные глаза, полное непонимание маленькой студентки, что же от нее хотят? И мое любимое: «А скажите на русском». При этом тему мы начали изучать несколько уроков назад, лексика уже знакомая, но почему же нет понимания? Ученики привыкли воспринимать только то, что выучено почти наизусть. Языковая догадка спасла бы положение — содержание вопроса можно понять, зная отдельные слова.

Другой пример, когда ученику при чтении или аудировании встречается незнакомое слово, и все, ступор, картинка в голове не складывается. Происходит это потому, что ученик не может самостоятельно определить его значение  из контекста и, как следствие, не понимает все предложение.

Получается, что можно учить слова назубок, но при этом владение языком в целом будет оставаться низким, если не развивать языковую догадку. Ведь знать все слова невозможно, а заглядывать в словарь, чтобы посмотреть каждое — трата времени и снижение эффективности обучения.

Итак, языковую догадку лингвисты рассматривают как «прием самостоятельной семантизации слова путем преодоления разрыва в семантической цепи», «непосредственное понимание слов и речевых структур, не встречающихся в речевом акте обучающихся посредством анализа лексико-семантических связей слов в речевом высказывании». Звучит сложно. Если сказать простыми словами, языковая догадка — это способность понимать значение слова и предложения из контекста, не переводя все на родной язык.

Многие преподаватели предпочитают беспереводные методики, что уже само по себе подразумевает развитие языковой интуиции. Конечно, они занимают время. Не сразу ребенок начнет критически смотреть на слова. Но тем не менее тренировать этот навык стоит. Ученики будут лучше и быстрее воспринимать информацию на английском и легче запоминать материал.

Чтобы развивать языковую догадку, необходимо изучать:

  1. словообразование;
  2. предлоги;
  3. конструкции и порядок слов в предложении;
  4. части речи;
  5. чтение и аудирование.

Посмотрим, как это можно сделать на практике.

Словообразование

Здесь важно обратить внимание детей, что слова состоят из частей. Сделать это можно с помощью простых игр и подборки слов с суффиксами и приставками. Например, если изучаете профессии, можно показать, как суффикс -er помогает нам сказать, что человек чем-то занимается. Для этого продемонстрируйте несколько примеров присоединения морфем:

build + er = builder

sing + er = singer

write + er = writer

А затем предложите ученикам самостоятельно «собрать» слова. Можно сделать карточки с глаголами (drive, bake, paint, dance, clean, teacher) и суффиксами (-er), которые необходимо соединить также и с флеш-картами профессий, чтобы значение слов было наглядным и понятным.

Изучение предлогов

Обращать внимание на предлоги нужно всегда. Если говорить о языковой интуиции, то детям знание предлогов поможет догадываться о значении целых выражений.

К примеру, при изучении темы “Daily routine” мы встречаем множество предлогов времени, которые употребляются тем или иным образом. Начиная с “on”, когда говорим о днях недели (on Mondays, on Tuesdays, On Wednesdays), “at”, когда говорим о времени (at 3 o’clock), и заканчивая “in”, когда говорим о частях дня или временах года (in the morning, in the evening, in summer, in winter).

Вводить и отрабатывать их с младшими школьниками можно при помощи игр и песен. Например, в игре “Magic box” необходимо сложить в коробочку слова (дни недели, части дня, ежедневные действия). Затем учитель трясет коробочку, произносит волшебные слова, дети достают листочки из коробки и составляют с ними свои предложения. Можно сделать это в формате brainstorming.

Изучение конструкций

Мы знаем, как важно при изучении языка учить слова не отдельно, а в конструкции. Коллокации или устойчивые выражения помогают нам говорить живым языком, по звучанию близким к тому, как говорят носители, а также отойти от перекладывания русских языковых реалий на английский язык.

Например, в русском языке мы катаемся НА велосипеде, лошади, лодке, поэтому и в английском дети, когда изучают слово ride, часто хотят добавить “on” после него. Поэтому когда изучаете выражение “ride a bike”, спросите ребенка, а на чем же еще мы можем кататься, и составьте, как можно больше вариантов, поиграйте в “Mime and guess”, чтобы запомнить и закрепить употребление фраз.

Части речи и порядок слов в предложении

С младшими школьниками делать это нужно имплицитно, обозначая слова-действия, слова-предметы, слова-описания, обращая внимания на их форму, предлоги, с которыми они используются, и что очень важно — место в предложении.

Здесь преподавателям помогут игры на группировку слов. Например, “Flowers”: нужно подготовить основу цветков — бумажные тарелки для прилагательных, глаголов и лепестки из цветной бумаги с написанными словами. Ребенок берет лепесток, читает слово и решает, к какой тарелочке его прикрепить с помощью прищепки. Детям это очень нравится!

А также игры на построение предложений из предложенных слов.

Чтение и аудирование

Невозможно представить развитие языковой догадки без чтения и аудирования. Чтобы дети с легкостью определяли значение новых слов, нужно, во-первых, создать комфортную атмосферу на уроке и показать, что незнакомые слова — это не страшно. Также позволяйте детям угадывать смысл языковых единиц самостоятельно, не говоря его прямо, а лишь подсказывая. Например, приводя примеры с похожими морфологическими признаками или изобразив слова пантомимой.

Значение которое ученик понял сам, запомнится гораздо лучше, чем подсмотренное в словаре, ведь здесь в работу задействованы нейронные связи. Ребенок «‎проживает» этот момент догадки.

Однако, сработает это, если в целом смысл текста или аудио понятен. Ведь если незнакомо не одно слово, а практически весь текст, то и языковая интуиция не поможет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×