Логопедическая ритмика является системой двигательных упражнений, сопровождаемых речевой активностью, чаще всего в ритмичной стихотворной форме. Применяется как для коррекции нарушений речи у дошкольников, так и для работы с детьми, речь которых формируется в пределах нормы. Известно, что чем лучше развиты двигательные навыки, включая крупную и мелкую и мелкую моторику, артикуляцию, тем лучше формируется речь. Эта теория и легла в основу метода.
Создателем системы ритмического воспитания, которая была впервые описана в 1912, является Эмиль Жак-Далькроз. Логоритмика для борьбы с заиканием была впервые применена В. А. Гиляровским в 1932. Уже с середины 20 века получила широкое распространение в логопедии и педагогике.
В чем преимущество логоритмических упражнений?
Сочетание музыки, движений и речи поможет юным ученикам:
- быстрее и эффективнее усвоить материал;
- пополнить словарный запас;
- улучшить артикуляцию;
- понять ритмический строй языка;
- развивать творчество и воображение;
- тренировать двигательную память и слуховое внимание.
Виды развивающих заданий:
- пальчиковые игры;
- стихотворения, сопровождаемые движениями;
- песни-танцы;
- упражнения для развития дыхания и артикуляции;
- чистоговорки и скороговорки;
- коммуникативные музыкальные игры и так далее.
На уроках английского языка элементы логопедической ритмики уместно использовать в качестве разминки, физкультминуток и окончания занятия. Например, стихи с хлопками/движениями и артикуляционная гимнастика в качестве разминки.
Bread and Butter
Для мини группы или индивидуальных занятий подойдет Heckety Peckety Bumblebee
В обоих примерах кроме четкого ритма, который усиливается хлопками, практикуется изменение громкости и высоты голоса.
Примеры артикуляционной гимнастики:
- «Clock» — we move the tongue from side to side, like the hand of a clock: «tick-tock, tick-tock»;
- «Full hamster» — inflate our cheeks and hold them for a few seconds, first together, and then one by one;
- «Smile» — we stretch our lips in the shape of a smile, showing our teeth, and then we relax;
- «Kiss» — we stretch our lips, as for a kiss, and hold it for a few seconds;
- “The kitten is drinking milk” — we open our mouth wide and several times as if we are lapping milk, as the kitten does.
(Источник: https://klubfedotova.ru/en/sportpit/artikulyacionnaya-gimnastika-v-detskom-sadu-kompleks-artikulyacionnoi/)
Песни c движениями для физкультразминки:
Follow me
The hand washing song особенно актуальна в период пандемии
Принципы проведения логоритмических упражнений
- Занятия основываются на подражании взрослому. Вначале побуждаете учеников повторять движения в медленном темпе. Когда движения усвоены, просите детей договаривать простые сочетания звуков, например Vroom-vroom, затем окончания строк: Driving in my …. (car). Текст запоминается после многочисленных повторений.
- Задания объединяются одним сюжетом или вплетаются в тему урока.
- Во время таких упражнений должно быть весело: интересная тематика, игрушки, перчаточные и пальчиковые куклы, элементы костюмов. Если используете несколько упражнений подряд, они должны быть разные по типу: песни, игры, артикуляционные упражнения.
- Не меняйте стихи и песни часто. Начните с простого, доведите до автоматизма и переходите к другому. Юные ученики очень любят повторения, потому что чувствуют себя более уверенно в знакомой ситуации.
- Практикуйте задания регулярно, не менее двух раз в неделю.
Где брать материал?
Много примеров пальчиковых игр для детей можно найти в книгах:
- The Eentsy, Weentsy Spider: Fingerplays and Action Rhymes
- Fingerplays and Rhymes: For Always and Sometimes
- Marc Brown’s Favorite Hand Rhymes
- На youtube канале Jbrary.
Примеры песен с движениями найдете в статье и в разделе How to teach supersimplesongs. Примеры артикуляционной гимнастики здесь.
В англоговорящих источниках немного информации о логоритмике. Поэтому некоторые упражнения и игры из отечественных источников можно адаптировать для занятий на английском языке.
Thanx a lot! Very helpful!
Thank you very much! We are so glad to be useful)