Мотивы и мотивация приводят учеников к изучению английского языка и зажигают огонек любознательности в их глазах. Очень важно разобраться, какие мотивы повышают положительную мотивацию и вызывают желание учиться у школьников.
Мотив — «это побуждение, которое приводит к совершению поступка» (Якобсон П.М.), а мотивация — это отношение человека к деятельности на основе различных мотивов. Психологи еще не дали однозначного ответа, как мотивы наполняют нас энергией для достижения целей. Одни из них могут быть ведущими, другие — подчиненными. Желание посмотреть новый фильм может оказаться сильнее желания посетить разговорный клуб по английскому языку.
Не только положительная мотивация направляет нас к цели, страх неудачи, осуждения также даёт “волшебный пинок”. Сердитая мама заставляет делать домашнее задание, успех на уроке окрыляет, в итоге положительный мотив — желание знать для получения признания — становится главным. Это одна из цепочек формирования мотивации к изучению иностранного языка.
Кажется, мотивы непредсказуемы. Особенности характера и темперамента создают целую палитру потребностей учеников. Психологам удалось их классифицировать. Теперь ведущий тип мотивации становится ключом к осознанному ученику, а значит — к более эффективному обучению.
Выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Психолог Р. Гарднер выделяет два подтипа мотивации — интегративную и инструментальную.
- Ученик с первым типом мотивации будет посещать уроки английского из интереса к культуре страны. Он стремится к личностному росту, английский язык для него — средство дальнейшего культурного развития.
- Инструментальная мотивация имеет экономическую направленность. Язык позволяет сдать экзамен и поступить в вуз, раскрывает возможности роста карьеры.
Внешняя мотивация чаще бывает далекой — ставит цели, недостижимые в ближайшее время. Это стратегическая мотивация.
Как повысить внешнюю мотивацию?
— проводить беседы о важности изучения английского языка,
— показывать на примерах его пользу для ученика,
— организовывать встречи с выпускниками, иностранцами, представителями разных профессий, на которых они расскажут, как им пригодился английский язык.
Т.С.Григорян выделяет три типа внутренней мотивации: коммуникативная, лингвопознавательная и инструментальная.
- Коммуникативная. Большинство людей изучают английский язык для общения. На уроках дети могут спокойно общаться на русском, поэтому сложно использовать этот тип мотивации. Ситуации общения в учебнике искусственные, часто неактуальные для детей.
Как улучшить?
- создать проблемную ситуацию на уроке, для решения которой понадобится общение на английском языке,
- провести ролевую игру по теме, выбранной на основе предпочтений учеников,
- использовать CLIL,
- применять парную и групповую работу,
- организовать общение с англоговорящими школьниками.
- Лингвопознавательная. Это мотивация “ботаников”, основанная на удовольствии от строения языка.
Как улучшить?
- развивать языковую догадку,
- проводить поисковые задания по исследованию слов, фразеологизмов и идиом,
- показывать практическое применение языкового материала для общения (например, “Мы изучаем эти слова, т.к. они понадобятся для…”).
- Инструментальная. Ученики с данным видом мотивации с удовольствием выполняют некоторые типы заданий. Учителя подбирают современные методики для повышения интереса учеников. Почему это не всегда работает? Они ждут игр, а когда их не получают, скучают и ждут окончания урока.
Как улучшить?
- научить различным способам самостоятельного изучения английского языка (просмотр фильмов, ведение словаря, использование таблиц для повторения грамматики),
- следовать определенной структуре урока, чтобы ученики знали — любимые задания будут в свое время (например, в конце урока).
Понаблюдайте за своими учениками, чтобы определить ведущий тип мотивации. Теперь у вас есть “туз в рукаве” — подбирайте совместную и индивидуальную работу, интересную ученикам. Уделяйте внимание развитию других типов.
Мотивация изменчива, задача учителя найти личностно-значимые мотивы к изучению английского языка для каждого ребенка.