03.09.2018
13074
0

Чем преподавание для детей отличается от преподавания для взрослых

Ну, это же как London is the capital of Great Britain (читайте: очевидно – и знают даже те, кто больше ничего не знает). И дети, и взрослые, – конечно, люди, но люди очень разные, потому что разновозрастные. Начинающие преподаватели или те из нас, кто долгое время работал с одной возрастной группой, могут не задумываться различиях в преподавании английского языка взрослым и детям. Остановимся на них подробнее.

Детьми движет интерес, взрослыми – мотивация

Даже если английский язык сам по себе взрослому студенту не интересен, но по каким-либо причинам очень нужен, этого достаточно, чтобы студент сворачивал горы. Мы вовсе не утверждаем, что уроки для взрослых могут быть скучными, ведь все мы немного дети, и любой взрослый студент с удовольствием поиграет или посоревнуется с преподавателем.

Для детей же все вокруг – o brave new world. Им еще рано задумываться о карьере, даже оценки не для всех значимы. Но если ребенку интересно, любопытно, если каждое занятие – гремучая смесь интриги, квеста и американских горок, то эти самые горки ребенок с удовольствием свернет.

Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior 

«Получая в ученики ребенка, ты получаешь лист бумаги, абсолютно чистый с одной стороны – ее ты можешь заполнить своим опытом, знаниями и идеями. Но с другой стороны этого листочка уже столько информации, что ты и представить не могла! Поколение Z (наши ученики) помогают оставаться в тренде, т.е. узнавать новое, интересное, актуальное. При этом я вовсе не хочу сказать, что взрослым студентам нечему нас научить. У них больше жизненного и трудового опыта, чем у детей, однако они четко знают свои цели и средства, которые они на них тратят, поэтому здесь знаниями делишься только ты, это игра в одни ворота».

С детьми важно учитывать физиологию

Ребенок, который устал сидеть или хочет в туалет, думать не способен. Поэтому преподаватель английского (и любого другого предмета) должен закладывать в план занятия разминки, пробежки до туалета, смену краткосрочных активностей, упражнения, которые подразумевают движение. Кроме того, ребенку для нормального усвоения учебного материала важен физический комфорт: чтобы не дуло, вокруг не шумели, стул был удобным, а стол подходил по высоте. Согласны, преподаватель, который занимается с ребенком через Skype, не может прямо влиять на то, в каких условиях учится ребенок, но подсказать родителям – в его силах.

Взрослым тоже нужно иногда отдыхать, а в проветренном помещении думается лучше. Но учебные промежутки могут быть длиннее, и танцевать на уроке не обязательно. А о походе в туалет взрослый студент, скорее всего, подумает заранее, еще до начала занятия.

Дети обожают играть

В игре их можно научить чему угодно: и правильному произношению, и грамматике. Играя, взаимодействуя с игрушками, картинками, напевая песенки, заучивая стишки, участвуя в ролевых играх, ребенок запомнит в разы больше слов, чем в процессе повторения, рассматривания картинок, учебника или записывая новые слова в блокнот-словарик. Кроме того, в игре ребенок практически не устает (как минимум, не осознает усталость). Наконец, компаньон по игре автоматически становится объектом симпатии и заслуживает уважение.

Насколько часто использовать игру в занятиях со взрослыми, преподаватель решает в зависимости от целей студентов. Например, в процессе подготовке к экзаменам TOEFL, IELTS и т.п. просто не до игр. И это не страшно: некоторых взрослых игры даже смущают и отвлекают.

Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior:

«Держать учеников в тонусе очень помогает наша платформа. Когда я начинала работать в проекте Школьники, у нас было только два курса для детей, а сейчас раздел Kids самый большой и разнообразный. Я постоянно изучаю обновления платформы и понимаю, что одной программой мы не ограничены. Мы с учениками часто пользуемся курсами с новостями, грамматикой, аудиокнигами, экзаменационными курсами, что в разы облегчает мне задачу с удивлением своих учеников. Помимо всего этого, онлайн формат обучения помогает мгновенно получать доступ к информации, которая нам нужна во время урока. В целом же, мне не приходится готовиться к урокам по два часа, печатать и вырезать к урокам картинки, скачивать нужные материалы или нести двухкилограммовый ноутбук на другой конец города, чтобы порадовать учеников смешными картинками и видео».

Дети недолюбливают дисциплину

У взрослых студентов отличные навыки самоорганизации и хорошие – самодисциплины. Им не нужно напоминать о том, что пора сесть за домашнее задание.

Детям тяжелее соблюдать порядок, придерживаться правил. Сложности могут возникнуть как во время подготовки к занятиям («не хочу, не буду!»), так и во время них («ну всё, вы тут дальше сами, а я пошел»). Поэтому во время уроков преподавателю приходится чуть больше внимания обращать на дисциплину, чуть строже контролировать поведение ребенка, а вот самостоятельных домашних заданий он вынужден давать меньше.

Взрослым – похвала, детям – положительное подкрепление

Как ни парадоксально, но взрослым студентам требуется больше похвалы и конструктивной обратной связи: многие взрослые привязывают способности к языкам к интеллекту, потому болезненно воспринимают собственное несовершенство.

Детям достаточно положительного подкрепления: сделал хорошо – дальше будет еще интереснее.

Кристина Кутан, руководитель обучения и развития преподавателей Skyeng Primary:

«На наших занятиях мы используем коммуникативную методику, основная задача которой – научить ребенка легко общаться на английском языке. УЛЫБКА (англ. SMILE) – так называется наша методика. Что это значит?

S = skill-oriented learning: развитие умений необходимых для общения,

M = multi-sensory motivation: активизация всех каналов восприятия информации,

I = intelligence-building activities: развитие мышления,

L = long-term memory storage through music, movement, rhythm and rhyme: долгосрочное запоминание материала с помощью музыки, движений, ритма,

E = exciting sketches, stories, and games: захватывающие истории и игры».

Взрослым сложнее угодить

Взрослые студенты сами оплачивают занятия по английскому языку, а потому ожидают высокого уровня преподавания за свои деньги. Кроме того, у них есть опыт взаимодействия с другими преподавателями (в школе, в кружках, в вузах, на других занятиях по английскому для взрослых) – естественно, они сравнивают! Наконец, в силу возраста, амбиций и определенных достижений (личных, карьерных) взрослые люди в целом настроены критичнее, они более зажаты, их ожидания от преподавателя выше.

Дети же ограничиваются общим впечатлением, характеристиками «хороший», «веселый», «прикольный», «крутой», даже «норм» . Если вы заслужили один из таких лестных отзывов, этого достаточно для результативного взаимодействия.

С детьми преподавателю нужно быть артистом

На занятиях с ребенком от преподавателя требуется больше экспрессии, артистизма, чтобы не терять внимание малыша, удерживать его интерес. Многие преподаватели чувствуют необходимость дополнительно работать с голосом, мимикой и жестикуляцией.

Со взрослыми же студентами преподавателю достаточно вести себя естественно, не наигранно, а многие студенты даже предпочитают суховатый стиль общения.

Перечислим еще несколько наблюдений о том, чем отличается обучение английскому детей от обучения взрослых:

  • при обучении ребенка материал должен «ложиться» на что-то, что ребенок уже знает – меньше абстракций и теории, больше конкретики и практики;

Кристина Кутан, руководитель обучения и развития преподавателей Skyeng Primary:

«В каждое занятие мы закладываем определенную проблему, которую ребенок решает по ходу урока. Малыш учит английский и параллельно с этим познает мир, решает творческие задачи. А еще мы проводим так называемые уроки CLIL и Craft.

Метод CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение) — это изучение на английском других предметов школьной программы — это может быть окружающий мир, рисование, биология, литература, история, география, обществознание и другие. Язык выступает не целью, а средством изучения другого предмета, то есть ученики видят, что с помощью английского можно узнавать новую интересную информацию.

Аналогично и с уроками Craft, на которых дети мастерят различные поделки, а значит язык служит вспомогательным инструментом, чтобы объяснить, как сделать ту или иную интересную вещь».

  • у взрослых довольно сбалансированная с точки зрения развития память (с небольшим креном в сторону визуальной), но она хуже, чем у детей, которые умеют «впитывать, как губка»;
  • для ребенка преподаватель – наставник, авторитет, для взрослого же – равный, (с возможностью стать другом), хотя бывает и по-другому…

Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior:

«Различается эмоциональная составляющая. Пару лет назад я преподавала в крупных российских и международных компаниях, у меня были отличные отношения со студентами, взаимные поздравления на праздники и разговоры по-душам. Сейчас ни с одним из них я не общаюсь, да и не за чем. Но вот мои первые ученики (дети), с которых началась моя карьера преподавателя в 2012 году, до сих пор узнают, как у меня дела и поздравляют с праздниками. А это дорогого стоит!»

  • занятия с ребенком должны быть эмоциональными, со взрослыми важнее ориентироваться на их психотипы, темперамент, экстраверсию-интроверсию, в конце концов, пожелания;
  • обучая ребенка, преподаватель должен выстраивать отношения не только с ним, но и с его значимым близким (а именно, тем человеком, который курирует занятия «на той стороне») – мамой, реже папой или бабушкой. Важно вызвать у этого человека доверие, научиться «быть командой» ради результата.

«Какие цели перед собой ставят ваши ученики? Вот самые распространенные: сдать ОГЭ/ЕГЭ; улучшить оценки в школе; для путешествий; поступить в другую школу, гимназию, лицей; учеба за границей и т.д. Многие из целей, с которыми приходит ученик, долгосрочные. И вот вам интересный факт: только в своего ребенка взрослый человек готов постоянно вкладывать. Работая с детьми, преподаватель сможет обеспечить себя работой и, скажем честно, стабильным доходом. Так, Настя, с которой я начала заниматься в 2015 году с уровня elementary по два раза в неделю, сейчас сдала ЕГЭ и поступила в МГЛУ. И мы продолжаем заниматься и совершенствоваться, потому что нет предела совершенству»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×