Как преподаватель, который постоянно и много работает с детьми, я убеждена: ребенку должно быть интересно и полезно работать над заданием не только в классе, но и когда он делает домашние задания. Многие преподаватели уже давно отказались от традиционных заданий в виде упражнений на заполнение пропусков и чтения текстов, ведь гораздо интереснее попросить записать видео о проведении каникул! Простая смена формата позволяет вовлечь ребенка в выполнение заданий эмоционально.

Что такое геймификация?

Чтобы сделать задания интереснее, я использую геймификацию. Многие думают, что под этим подразумевается простое включение игр в занятия, но это представление ошибочно, хотя и логично: ведь люди ориентируются на «game» в основе этого слова. В действительности геймификация позволяет применять игры и игровые механизмы в неигровых ситуациях. Она помогает преподавателю поддерживать мотивацию учеников на должном уровне, а также точнее отслеживать прогресс.

Почитайте статью об основных принципах геймификации

Какие простые игровые механики использует большинство учителе для повышения мотивации? Я бы назвала введение виртуальной валюты, медалей, очков или уровневого прохождения заданий. Однако в работе с ними существуют определенные риски. Когда в обучение вводится элемент соревнования, мотивация может не возрасти, а снизиться: более медлительный или менее сообразительный ребенок растеряет последние крохи веры в себя в погоне за недостижимым призом. Особенно осторожными следует быть с подростками, соревновательные игры могут травмировать старших школьников, даже если они не подадут вида.

Другая проблема возникает, если набранные очки/медали/кубки ни к чему не ведут, и студент не понимает, зачем их вообще зарабатывать. Значит, необходимо выстроить систему геймифицированных домашних заданий так, чтобы они мотивировали студента двигаться вперед и реально показывали его прогресс.

Принципы геймификации домашних заданий

Быстрая обратная связь. Это один из главных принципов геймификации чего бы то ни было, не только домашних заданий. Часто бывает так, что проверка задания происходит через несколько дней его выполнения. Первое время ребенок ждет результата с волнением, но затем, не получая ответа, он зависает в ситуации неопределенности и постепенно его интерес гаснет. Быстрая проверка и оценка позволяет избежать этих проблем.

Сочетание внешней и внутренней мотивации. Награды — опасное средство, через некоторое время дети начнут выполнять задания только ради поощрения. Неудача становится сильным стрессом и демотивирует учеников. Чтобы избежать этого, необходимо постепенно повышать уровень сложности заданий, стимулировать работу в команде, демонстрировать результаты. Кроме того, связь домашнего задания со следующим уроком позволит показать ученику важность его выполнения.

Сюжет, правильно подобранный по возрасту. Если дошкольник с интересом будет помогать сказочному эльфу преодолевать препятствия, то дети в третьем классе на таком задании начнут зевать. Для этого возраста уже необходимо находить материалы и темы, которые будут полезны ребенку в жизненных ситуациях. Например, сбор продуктов на пикник, который может стать реальным, если вы проводите уроки в начале лета. Или зарабатывание определенного количества фишек, чтобы «приобрести» новую мебель для комнаты. Поиск сокровищ остается актуальным как для дошкольников, так и для учеников младшей школы.

Обоснованность и применимость награды. Награждая учеников, делайте это по принципу акций в супермаркетах. Например, если ребенок набирает 10 фишек, пусть он получит дополнительную награду, открывает «недельный сундук» с песней и т. п. Или выдайте ученику карточку, которую в будущем он сможет обменять на домашнее задание по выбору. Кстати, набор таких карточек для печати мы не так давно публиковали в наших социальных сетях. 

Продуманный дизайн. Визуальная составляющая, как ни крути, всегда влияет на успех любого мероприятия, геймификации в том числе. Ребенок не будет смотреть на скучные черно-белые медали или плохо прорисованных персонажей. Необходимо продумать общее оформление домашних заданий: цвет фона, шрифт. Причем их можно менять на разных уровнях, что обеспечит разнообразие вашему курсу.

Формат заданий

Игровые механики будут особенно полезны для заданий на развитие языковых навыков (лексики и грамматики). Я проверила на своем опыте множестве подходов, и вот мои рекомендации:

— если вы предлагаете грамматический или лексический тест для закрепления материала, введите несколько уровней (например, 4). На каждом уровне предложите разные типы тестовых заданий: альтернативный выбор, множественный выбор, заполнение пропусков, свободно конструируемый ответ;

— создайте интерактивную викторину с начислением баллов и рейтингом;

— задания на воспроизведение пройденного материала организуйте в формате квеста. Например, по теме «Shops» детям необходимо записать видео о том, что они покупают в разных магазинах.

Подготовьте несколько видео в определенной последовательности:

1. вступительное видео, где показана сама история. Например, придуманный вами персонаж готовится к вечеринке и должен зайти во все нужные магазины

2. промежуточные видео или анимированные картинки, показывающие движение героя: он заходит в разные виды магазинов

3. заключительное видео, показывающее результат квеста: герой все купил и приглашает на вечеринку гостей.

Если у вас тоже есть любимые форматы заданий с элементами геймификации, напишите о них, пожалуйста, в комментариях к этому посту. Мне очень интересно узнать о вашем опыте!

Технические аспекты, которые важно учесть

Принцип доступности использования предполагает, что каждый ученик должен легко приступать к заданию, не устанавливая дополнительных программ. В создании комфортных условий преподавателю помогут следующие платформы и онлайн-сервисы:

1. Google-формы, позволяющие создавать тесты. Этот сервис удобен для преподавателя, потому что в нем очень легко создаются задания с автопроверкой, при этом есть возможность добавлять изображения, аудио и видео. В google-формах удобно создавать блоки заданий, что позволит сделать, например, несколько уровней прохождения в рамках одной домашки.

2. Сайт quizizz.com, который позволяет создавать не только интерактивные викторины и тесты с количеством очков, наград и «суперсил», но и презентации. Прямо на сайте вы можете легко добавить на слайд видео, аудио, картинки, а также создать единое оформление. Доступ к презентации может быть ограничен на определенный срок, а значит, студенты должны будут завершить задание вовремя, иначе не будет получена важная награда в контексте целого периода. Кстати, очки, награды и «‎суперсилы», которые ребенок брал во время викторины, могут быть сохранены в классе и суммироваться в конце блока заданий.

3. Создание дизайна бейджей, фишек и значков может показаться очень сложной задачей. Сервис canva.com позволит создать любой дизайн и сохранить изображение в удобном формате.

Вы легко можете изменить цвет, шрифт, картинку, дифференцировать разные уровни и степени наград. Если вы занимаетесь онлайн, то такие бейджи можно разместить на онлайн-доске Jamboard. Эта доска встроена в google-диск, в одной доске можно создать до 20 страниц. Каждую страницу можно назначить одному ученику и размещать там все награды.

Кстати, в Canva легко смонтировать и видео, например, для создания игрового контекста-истории.

Подводя итог, скажу: домашние задания, созданные по принципам геймификации, никогда не будут восприняты как рутина. Они станут прекрасным мотивирующим инструментом, позволят вам научить ребенка самостоятельной работе и покажут ученику, что порой домашнее задание может быть интереснее его обычных игр. Использование игровых механик позволяет по-новому взглянуть на образовательный процесс, найти новые приемы и методы обучения. К слову, в готовых уроках Skyeng элементы геймификации используются постоянно. Присоединяйтесь к нашей команде, если хотите получить этот опыт! 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×