Из школы — в онлайн: учитель математики с 30-летним стажем о переменах в жизни

Марина Матусова проработала учителем математики в школе 31 год и… ушла. Теперь она преподает в Skysmart, учится ораторскому искусству и дважды в день гуляет с собакой, на которую прежде не было времени и сил. Мы поговорили с Мариной о недоверии коллег, особенностях детско-родительских отношений, преимуществах и сложностях онлайн-преподавания.

Преподавайте математику
в команде Skyeng!

Станьте репетитором для школьников и получайте от 40 000 до 100 тысяч рублей в месяц, бонусы, стабильный поток учеников

Начать преподавать
banner help art8 Skyteach

Марина, как вы стали учителем математики? С детства мечтали этот предмет преподавать?

Вообще-то нет: когда училась в школе, я хотела быть врачом, но конкурс в мединститут был огромный. Я поверила учителям и родным, которые убеждали, что невозможно поступить туда без связей и денег в конверте. Получив направление в Курский педагогический университет, я без всякого энтузиазма пошла на вступительные экзамены. В глубине души надеясь, что провалюсь.

Преподавание в Skysmart. Интервью учителя математики с 30-летним стажем
Преподавание в Skysmart. Интервью учителя математики с 30-летним стажем

Не каждому удается успешно сдать вступительный экзамен по математике. Вы изучали ее углубленно?

Нет, видимо, просто хватило способностей. И спасибо учителю математики — Серединой Алевтине Павловне, знаю, что она уже на пенсии. Мне предмет легко давался, а Алевтина Павловна сумела привить любовь к нему.

Что из ее приемов забрали в свой арсенал?

Общение с учеником как человек с человеком, а не свысока, с пьедестала, в духе «умный учитель — глупый ученик». Я согласна с Алевтиной Павловной в том, что нет плохих или глупых учеников, все дети разные. Бывает, ребенок прекрасный художник, но не математик. Значит, задача педагога — «вытащить» из него математика настолько, насколько возможно, и чтобы ребенок при этом не считал себя ущербным. Он должен понимать: «Да, я чего-то не знаю, не понимаю, но я все равно хороший человек». Я стараюсь всегда эту мысль до учеников на занятиях донести.

Как развивалась ваша карьера в школе?

В общем и целом я проработала в школе 31 год, на последнем месте работы — 22 года. Восемь лет трудилась директором, вот только когда ребенку было три года, он начал называть меня тетей, а бабушку — мамой. Сразу ушла из директоров, семья была дороже. С тех пор вела математику в 9-11 классах, работала на две ставки — даже репетиторством заниматься не получалось, не успевала.

Было такое, что вам хотелось сменить профессию?

В 1995-м году я ушла летом в отпуск и пошла торговать на рынок. Зарплаты тогда сильно задерживали, и суммы-то были скромные — поэтому стало трудно кормить семью. Я подумала: работают же люди на рынке! Значит, я тоже смогу. В конце августа совсем уволилась.

Преподавание в Skysmart. Интервью учителя математики с 30-летним стажем

С 6-го сентября устроилась в другую школу, стала там работать — и больше никуда не уходила, пока не случился Skysmart.

Расскажите, как вы попали в Skysmart?

В последние годы я трудилась на две ставки и вела общественную работу. Меня это, честно говоря, совсем не радовало: я же работала с выпускниками, 9-11-ми классами, это ответственный период, когда каждый урок на счету и влияет на готовность детей к ОГЭ или ЕГЭ. А меня часто с уроков снимали, чтобы сделать отчет очередного якобы проведенного мероприятия и отослать в вышестоящие инстанции «для галочки»… Получилось, что перегрузки совпали со стрессом, чувством вины и бессилия. Я перестала с радостью ходить на работу.

Пришло осознание, а потом решение: надо что-то менять — уж очень не хотелось лечиться от депрессии или с другой болезнью в больницу попасть. Готовилась к переменам полгода: можно было и в феврале уволиться, но я не стала учеников перед экзаменами бросать. Вела уроки в школе и думала, куда двигаться дальше.

Хотела давать частные уроки, искала в интернете варианты. Наткнулась на рекламу Skysmart, откликнулась, мне прислали тест. Когда проходила его — разволновалась, поторопилась. Ответ был даже обидный: вы не прошли как учитель 10-11-х классов, попробуйте тест для 5-8-х. Ну, уж во второй раз я успокоилась, сделала вдумчиво и успешно. Сейчас я веду от пяти до восьми занятий в день. Еще преподаю для учеников 5-9 классов и с удовольствием готовлю их к ОГЭ. Не воспринимаю это как большую нагрузку.

Как близкие и коллеги восприняли ваше решение об уходе из школы?

Семья меня поддержала, я благодарна им за это. Муж организовал мне новую антенну, новый роутер, все условия создал. А коллеги до сих не верят, что я ушла, думают, вернусь опять первого сентября.

Преподавание в Skysmart. Интервью учителя математики с 30-летним стажем

Вы в преподавании уже давно. Как думаете, изменилось что-то в школе, в детях, в отношении к вашему предмету?

Ну конечно! Отношение к математике поменялось в лучшую сторону: сейчас все хотят ее знать. Что до детей — они, конечно, совсем другие, чем мы были когда-то, но поведение и мотивация те же самые: желание быть любимыми и в чем-то успешными.

Что вам нравится в преподавании больше всего?

Недавно пришел ко мне на первый урок ученик, мрачный такой, насупленный. Говорит: «Я ничего не знаю, даже таблицу умножения не помню». И вот я наблюдаю, как спустя пол-урока лицо ученика светлеет, улыбка становится все шире… Спрашиваю: «Как твое настроение?» Он в ответ: «Хорошее» — «Как было сначала?» — «Нет, стало лучше». Сейчас мы проходим более сложные темы, он стал серьезный, задумчивый, но я ему напоминаю: он не сам по себе, будем вместе разбираться. В общем, мне нравится, когда благодаря моим усилиям ребенок испытывает интерес к предмету — даже если думает, что «это не его».

Есть что-то, что огорчает, расстраивает?

В школе часто огорчали родители, которые стремятся самореализоваться через детей, сильно на них давят и не слышат. Порой спросишь такого: «А вы сами идеально учились?» Отвечают: «Нет, прогуливал уроки иногда, и тройки у меня бывали» — «Тогда почему от ребенка этого требуете?» — «Хочу, чтобы он не повторял моих ошибок».

Преподавание в Skysmart. Интервью учителя математики с 30-летним стажем

А в Skysmart с завышенными ожиданиями родителей сталкиваетесь?

Я здесь недавно, и пока мне повезло общаться с родителями, готовыми слушать. Например, приходит ко мне мама, нацелена подготовить ребенка к олимпиаде. Я провожу занятие и после него даю обратную связь: «Смотрите, у ребенка действительно есть способности, но есть и пробелы в нескольких темах. Давайте поставим более близкую цель и подтянем эти темы». Мы приходим к согласию и меняем цель занятий, а у ребенка растет ощущение успешности, ему становится все интереснее… И вот мы уже включаем в занятия олимпиадные задачи.

Что думаете о том, как организовано преподавание в Skysmart?

Здесь отлично все продумано: и подготовка преподавателей, и методическая часть, и работа асессоров, которые нас, преподавателей, оценивают. Мне с самого начала понравилось, что менеджеры новичка сразу начинают вести: подробно объясняют, что и как надо делать.

Преподавание в Skysmart. Интервью учителя математики с 30-летним стажем

А Летний университет для преподавателей Skysmart — это же просто подарок! Столько курсов, тренингов… Они бесплатные, но очень качественные, мне есть с чем сравнивать. Я от жадности нахватала много: что-то успела, остальное буду постепенно проходить. Особенно впечатлили курсы «Психологическая гибкость», «Математика: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ», а также курс по ораторскому искусству и публичным выступлениям. Я-то думала, что все про это знаю, директором была, много выступала… На первом же семинаре просто опешила от количества нюансов.

Что вам нравится в онлайн-преподавании?

Назову три основные момента:

  1. Индивидуальность занятий: общение получается более живым и душевным.
  2. Результативность: мы с учениками успеваем многого достичь за одно занятие.
  3. Удовлетворение от работы и гордость собой.

Например, сейчас у меня сложная задача: за короткий срок нужно подготовить девочку к сдаче ОГЭ. Она вообще не сдавала этот экзамен по семейным обстоятельствам, и родители договорились о переносе на 3 сентября. Очень короткий срок на подготовку! Многое к тому же забыто. Но мне как преподавателю интересно, и есть желание помочь и подготовить.

А были какие-то сложности в начале работы онлайн?

Ох, я боялась платформу испортить, ткнуть не туда, что-то не так на уроке сделать. Переживала, что ребенок не зайдет на урок — куда тогда бежать? Теоретически знала: надо написать в техподдержку, но вдруг не то и не туда напишу? На практике опасения не оправдались: даже если сложности возникают, в Skysmart ты можешь к любому человеку обратиться, и тебе обязательно помогут, направят туда, куда надо.

Как считаете, чем отличается преподавание онлайн от преподавания офлайн?

В школе, когда в классе 30 человек, успеть бы тему дать и задачи у доски порешать, но при работе один на один ожидания от преподавателя другие: необходимо в течение урока поддерживать внимание ученика. Когда видишь, что ученик устал — надо дать ему передышку, поговорить на отвлеченную тему. Например: «Ну что, с мамой обсудил покупку собаки?». Благодаря минутке расслабления ребенку проще вновь вернуться к учебному процессу. Для этого же физкультминутки провожу, сами попробуйте.

Преподавание в Skysmart. Интервью учителя математики с 30-летним стажем

Получается?

Как изменилась ваша жизнь после прихода в Skysmart?

Я перестала нервничать, стала спокойная. Мне хочется улыбаться. На семинаре для преподавателей как-то спрашивают: «Марина, вы хотите что-то сказать? Смотрю, улыбаетесь…». А я отвечаю: «Так я теперь все время улыбаюсь — мне настолько радостно стало жить!».

А доход? Он тоже изменился?

Я ж математик, цифры не лгут: мой час в школе, если убрать все доплаты, оплачивался в размере 127 рублей в час. Здесь я получаю 398 рублей за час преподавания. Разница существенная, в три раза! О чем еще говорить?

Среди моих знакомых есть те, кто просятся к нам, интересуются преподаванием в Skysmart. Приходится отвечать: математиков пока не набирают, а если будут — порекомендую вас.

Чем вы занимаетесь в свободное время?

Я люблю рукодельничать, вяжу спицами и крючком. Однажды загорелась и по всему дому повесила римские шторы, сшитые своими руками. А неделю назад у нас в доме появилась собака — то ли брошенка, то ли потеряшка, взрослый кобель трех лет. Переживала, что не поладим, но на днях даже получилось его искупать. Гуляю с ним два раза в день. Работа у меня теперь сидячая — так что это полезно.

Преподавание в Skysmart. Интервью учителя математики с 30-летним стажем

Хотите тоже попробовать преподавание математики в Skyeng? Вас ждут удобная платформа, гибкое расписание и мотивированные ученики!

Чтобы присоединиться к нашей дружной команде, заполните анкету 💗

 

Заполнить анкету
group 1597879424 Skyteach

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×