Ни для кого не секрет, что процесс обучения учеников напрямую зависит не только от их мотивации, потребностей, интересов, хобби и основной сферы деятельности, но также и от их возраста. Если с категорией «подростки и взрослые» методика и система обучения более-менее понятная, то ситуация с теми, кто желает изучать английский язык в более юном возрасте (от 3 до 11 -12) обстоит иначе. Попробуем рассмотреть возрастные особенности юных учащихся и разобраться, почему же не так просто и как наиболее эффективно найти к ним подход.
Как работать с детьми 3-7 лет?
Начнем с самого нежного, дошкольного, возраста от 3 до 7 лет. Это именно тот период, когда дети познают мир посредством ролевых игр. Именно в них ребенок моделирует отношения между людьми, копируя поведение взрослых. Ребенок хочет быть социально значимым. Поэтому любая тема в изучении английского языка должна быть для детей этого возраста «нужной», будь то рассадить животных, покормить их, полечить или уложить спать… Все это — отличная возможность изучить основные глаголы, цвета, названия продуктов, посуды, частей интерьера, животных… И все это обязательно должно сопровождаться мотивирующими и ненавязчивыми призывами к обучению («давай вместе почитаем/посмотрим/ сделаем…»), использованием разных видов вопросов (закрытые, открытые и концептуальные). Дети обязательно почувствуют, естественный ли ваш интерес к их игре, насколько активное ваше с ними взаимодействие. Поэтому ваша искренность в этом случае-залог успешного взаимодействия в процессе обучения английскому языку. Вот еще несколько особенностей, о которых следует помнить в работе с этим возрастом:
- Игра для детей – способ познания окружающей среды, это процесс, а не продукт, поэтому не требуйте правильных ответов и четких заученных правил.
- Дети во время игры внутренне мотивированы и спонтанны, следовательно, не ждите продолжительного сидения на одном месте, переключайте активности как можно чаще.
- Игра – это мир воображения для детей, в котором все – правда. Соответственно дети часто меняют информацию, ответы в зависимости от их настроения – подыграйте, задайте вопросы, введите новые слова и обыграйте их в новом для ребенка контексте.
- Акцент в обучении этого возраста – это развитие памяти, воображения и внимания посредством игры.
Чем и как играть? – спросите вы. Да абсолютно всем и во все: игрушки, пазлы, конструкторы, придумывание историй, рассматривание картинок, декорирование, украшение, лепка, рисование…и все это под приятные английские слова, песни, английскую физкультуру, мультики и костюмированные постановки.
Конкретные идеи в действии смотрите здесь.
И не забывайте показывать пример, подсказывать, направлять, моделировать ситуации и активно в них принимать участие. И главное–ребенок должен доверять вам, то есть тому, кто его обучает!
Как работать с детьми 6 до 12 лет?
Не менее просто, но и не менее приятно и интересно работать с детками постарше – от 6-7 до 11-12 лет. Это младший школьный возраст. Его особенностью является то, что таким обучающимся уже недостаточно игры для познания мира (хотя она и не исключается полностью из перечня активностей, которыми вы можете заинтересовать детей в процессе обучения). Основной деятельностью для них становится учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности. Активно продолжает развиваться память, внимание, восприятие, мышление и, конечно же, речь. Что же может предложить учитель английского языка и чем заинтересовать детей такого возраста? Список нескончаемый, но вот несколько самых интересных идей для игр и заданий, которые можно адаптировать для онлайн и офлайн обучения:
- Body Building Activities;
- Songs and drama;
- Alphabet activities;
- Movement and Competitive activities;
- Bingo cards;
- Colour Pencils and markers;
- Stuffed or Painted Toys…
Вдохновиться другими идеями можете здесь.
Несмотря на самые лучшие и интересные, по вашему мнению, выбранные игры и задания, юные ученики могут оставаться неудовлетворенными занятиями английскому языку, терять к ним интерес и вовсе прекращать обучение. Поэтому также обратите внимание на следующие важные моменты:
- выбирайте правильную тактику работы и индивидуальную мотивацию для каждого ребенка;
- всегда ставьте перед собой и учеником правильные цели, напоминайте о них;
- никогда не сравнивайте своих юных обучающихся с другими детьми, это главный демотиватор для них;
- избегайте однотипных и длительных заданий и игр;
- формируйте правильные положительный имидж себя как преподавателя;
- и главное: не забывайте, что каждый ребенок -это уже личность, не похожая на других!
Надеюсь, следующие идеи из ресурсов помогут вам в проведении занятий с юными студентами:
Tools for Educators
MES Flashcards
ESL-Kids
ESL FLASHCARDS
ClassTools
FunBrain
Games Ideas for Young Learners
Games & Activities for the ESL/EFL Classroom
ESL Games
Круто
Я решила чем раньше у меня ребенок станет изучать английский, тем лучше в итоге решила отдать в садик, где изучают иностранные языки. Ну и выбрала ILA Aspect, решение сделала не по каким-то рекомендациям, по собственным критериям, далековат садик правда, но зато отличная программа, да и за безопасность я спокойна ребенка. Присмотрят, условия отличные просто, преподаватели есть и носители языка, то есть самое правильное изучение английского происходит.
Спасибо, информативно!