Учитель переживает огромное количество разных эмоций. Эмоции от страха до восторга могут накрыть учителя за один урок. Ни одна другая профессия не может похвастаться таким накалом. Сегодня хочу рассказать о том, как я справилась с негативными эмоциональными моментами нашей профессии. Раздражение на учеников возникает в ситуациях, когда мы, учителя, неверно оценили возможности (свои или учеников) или устали от напрасных усилий и долго накапливали недовольство.
Ситуация 1
Как часто бывает, что мы обещаем быстрый и качественный результат за короткий срок? Наверное, у опытных преподавателей – реже, а вот новички, думаю, делают это часто.Пообещав космические высоты английского языка, на практике мы видим, что процесс идет не так уж быстро. Мы понимаем, что переоценили свои силы и ситуацию в целом. И начинаем форсировать ученика. Его медленная манера говорить, писать, учить слова нас раздражают. Иногда мы срываемся на нелестные замечания и просто кипим от негодования из-за ошибок. После урока мучаемся угрызениями совести и чувством страха за провал цели.
Решение:
Когда я оказалась в такой ситуации, мне пришлось наступить на свою преподавательскую гордыню и честно сказать родителям и ученику, что я переоценила свои возможности. Также пояснила, что рассчитывать на высокий результат в указанные сроки не приходится. Я постаралась корректно объяснить причины и была готова услышать, что они будут менять учителя.
К счастью, мы продолжили заниматься, я перестала давить на ученика, стала чувствовать себя увереннее и спокойнее на наших уроках. В итоге, ученик тоже начал работать успешнее и сдал экзамены на хороший балл.
Ситуация 2
Вторая ситуация тоже связана с ожиданиями, только не по результату, а по процессу.
К примеру, появляется новый ученик, умный, ответственный, любит занятия с вами. И мы уже, как маленькие мушки, потираем лапки, предвкушая активную и плодотворную работу. В нашей учительской голове уже созрел и визуализировался план, что мы будем проходить и как интересно подать материал. Однако, родители хотят, чтобы ребенок выполнял домашнее задание под вашим контролем.
Тут начинается самое интересное — материал учебника часто оказывается слишком сложным для ученика, так как он отстал или школьный учитель придерживается своей системы обучения, очень далекой от вашей (например, все инструкции говорит на русском и уроки полностью посвящает переводу текстов). Домашнее задание занимает весь урок, занятия вызывают раздражение у вас и скуку у ученика. Времени на ваши материалы или мало или совсем не остается.
Решение:
Прежде всего я поговорила с мамой и убедила, что выполнение домашнего задания в школе не восстановит пробелы в знаниях ребенка. Зато после «восстановительного» курса он сможет делать домашнюю работу полностью самостоятельно. Конечно, я готова помогать выполнить домашнюю работу, например, объяснить задание или потренировать новую лексику/грамматику из школы в дополнительных упражнениях.
Ситуация 3
Очень сердит нежелание ученика учить английский в целом. На сегодняшний день у меня несколько таких детей, причем они совершенно разные по возрасту. Эти ученики обычно начинают заниматься, потому что оценки в школе низкие. Родители находят учителя английского языка, чтобы «подтянуть» ребенка. Английский, по личному убеждению учеников, им вообще не нужен. Кажется, нужно привести им примеры, что без иностранного языка в современной жизни никак не обойтись. Это не работает! Такой ученик намеренно затягивает выполнение заданий, отвлекается на птичек в окне и на свой телефон.
Решение:
Если в учителе это все вызывает раздражение, иногда лучше совсем отказаться от ученика или взять тайм-аут. Во время тайм-аута стоит подумать, что можно сделать, чтобы так не переживать.
Сейчас, когда через меня «прошли» около десятка таких учеников, я уже знаю что делать. Я говорю себе, что это скорее возрастное упорство, принципиальное отстаивание своей точки зрения. Если ты приведешь 100500 фактов, почему нужен английский, то ученик все равно не согласится. Поэтому я принимаю его сторону, но с оговоркой, что учить просто надо.
Обучение английскому, как пилюля, которую надо принять. Через пару занятий ученики смиряются с этой «печальной» необходимостью. Особенно, когда открывают для себя, КАК можно учить английский: в сказках, комиксах, с видео, с использованием realia, по английским песням. Для учителя очень важно сохранять баланс урока, не давать материала больше или меньше. Медленными небольшими шагами идти к увеличению сложности. После первых успехов появится мотивация и заинтересованность.
За 19 лет преподавательской деятельности у меня были абсолютно разные ученики. Некоторые из них меня сердили, но я научилась справляться с этой негативной, пагубной эмоцией и сейчас с уверенностью могу сказать, что обожаю всех своих учеников. Самых вредных и непослушных, наверное, даже больше, чем тех, с кем было комфортно работать. Ведь именно эти «трудные ученики» дали мне возможность развиваться, находить решение сложных задач и глубже изучать методику преподавания английского языка.
Интересная статья. Спасибо Вам большое)
Вам спасибо за обратную связь 🙂