Теоретики и практики работают над улучшением методики преподавания английского языка. Они смешивают «в едином котле» психологию, педагогику, лингвистику. Нетрадиционные методы и приемы позволяет открывать новые возможности обучения. Нейролингвистическое программирование (НЛП) одна из самых мощных психотехник, которая помогает изменить себя и других наиболее эффективным и «элегантным»‎ способом.

НЛП возникло в начале 1970-х годов и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера, который тогда был доцентом лингвистики в Калифорнийском университете в Санта-Круз, и Ричарда Бендлера, студента психологии того же университета. Весной 1976 года Гриндер и Бендлер дали название своей работе нейро-лингвистическое программирование, словосочетание, скрывающее три простые идеи. «Нейро» означает влияние на поведение неврологических процессов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. «Лингвистическая» часть заголовка указывает на то, что мы используем язык, чтобы упорядочить наши мысли и поведение, общаясь с другими людьми.

Как это понимание помогает нам при обучении иностранному языку? Начнем с того, что знание языка предполагает его понимание в подавляющем большинстве ситуаций и правильное его использование. В связи с этим чем большим количеством лексических единиц как в активном, так и в пассивном запасе мы обладаем, тем выше наши шансы на понимание ситуации в иноязычной среде, будь это учебная ситуация, фильм, книга или реальное событие.

В НЛП есть три основные репрезентативные системы: зрительная, слуховая, кинестетическая.

Проделайте с учениками следующее упражнение. Назовите слово, «предъявляя» его, например, “a door” укажите на дверь. В этом случае ребенок получит внешний визуальный сигнал из внешнего мира. Следующий этап попросите запомнить цвет двери: “It`s white and black”. В этом случае мозг тоже получит информацию, но уже не извне, а от самого себя, так формируется внутренний зрительный образ. Третий этап пусть ученик представит дверь космического корабля, дверь в загадочный сад, дверь в парк развлечений куда угодно и снова составит описание: “It`s big and oval, it is plastic and transparent, I can see three aliens behind it”. Его мозг снова получит зрительный образ, однако уже сконструированный в отличие от предыдущего.

Позиции восприятия

Есть три основных позиции восприятия. Предположим, вы разговариваете с другом. Первая позиция: вы сами являетесь активным участником процесса. Вторая позиция: вы ставите себя на место друга и представляете, что он может увидеть, услышать и почувствовать во время разговора. Наконец, третья позиция: вы представляете, как вы с другом смотрите со стороны, как звучит ваш диалог для кого-то третьего. 

Например, вводим лексику по теме «Phobias and fears”.  

1 этап, дети составляют реплику того, кто боится (собак, высоты, пауков,…):

 I shake like a leaf when I see a dog on my way. I sweat and want to run away. I know that it may be irrational but can`t stand being afraid of it.

2 этап, дети рассуждают со стороны друга/одноклассника, которому такой страх чужд:

 Don`t be silly! Ignore this dog! Face your fear!

3 этап, как рассуждает хозяин собаки, который увидел, как один мальчик застыл перед животным на дороге, а другой тянет его пройти вперед

Boys, don`t be scared. This is a clever dog, it won`t bite you. Don`t worry, boy, we`ll step aside.

Вне зависимости от взглядов на НЛП, преподаватели так или иначе используют техники «якоря», ассоциированного/диссоциированного образа, ведь все мы стараемся разными способами добиться от ученика автоматического воспроизведения изучаемых конструкций в речи. Использование песней, фотографий, ярких впечатлений связаны с данными техниками.  Желаем неожиданных и интересных открытий!

Надежда Алексеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×