Обучение письму дается нелегко юным ученикам. Они еще не умеют сочинять на родном языке, их речь полна ошибок, которые добавляются к неверному написанию букв и слов. У многих преподавателей может возникнуть ряд вопросов: «Когда начинать тренировать письменную речь? Как обучать письму? Что если у ребенка совсем не получается писать?». В этой статье мы попробуем на них ответить.
С какого возраста следует начать обучение письму?
В основном дети готовы изучать английский язык еще будучи дошкольниками, то есть в возрасте четырех лет. Обычно они знакомятся с иностранным языком через песни с движениями, подвижные и карточные игры, несложные диалоги и короткие стихотворения. Начиная с 6-7 лет ученики переходят к изучению чтения и письма — двух взаимосвязанных процессов.
С чего начать обучение письму?
До непосредственного перехода к обучению письму необходимо пройти несколько обязательных этапов без которых работа с письменной речь будет неэффективной.
— Обучение устной речи
Существует мнение, что изучение иностранного языка начинают со знакомства с алфавитом, обучения чтению, только затем переходят к письму. Однако, такой подход не совсем верный. Изучая родной язык, дети в первую очередь учатся говорить: повторяют за взрослыми, запоминают фразы из мультфильмов, по максимуму воспринимают речь на слух, а затем просто копируют основные слова и фразы.
То же самое должно происходить и с английским языком. Дошкольники начинают изучать иностранный язык в контексте: преподаватель общается с ними на новом языке, ученики учат слова и фразы в общении. Только после наработки устной базы можно переходить к обучению письму.
— Изучение букв
В данном случае этот процесс напрямую связан с обучением чтению. Ученики изучают буквы: как их произносить (используются ассоциации с картинками и словами, например, a-apple), заучивают в виде песни, учатся писать буквы и ассоциативно связанные с ними слова. На данном этапе работают с написанием букв и элементарных слов в прописях. При работе с прописями очень помогут визуальные сопровождения к словам или целым предложениям, прописывание «в воздухе», тренировка отдельных элементов букв. Для дополнительной мотивации хвалите ребят, проводите игры, например, «напиши букву с закрытыми глазами» или «кто первый вспомнит и правильно напишет пропущенные буквы в алфавите».
— Дальнейшая работа со словами
После изучения букв и правописания элементарных слов начинается более глубокая работа с письмом. В большинстве случаев к этому моменту ребенок достигает уровня pre-beginner или beginner (на предыдущих двух этапах ученик был на уровне starter). Письменная речь развивается при работе с лексикой. Ученики соединяют слова и картинки, затем заполняют пропуски в словах или целых предложениях. Также могут использоваться такие задания как:
— unscrable words;
— мини-диктанты (если ученики еще не могут написать слово полностью, то можно заранее подготовить заготовку: например, текст с пропусками или набор слов у которых уже есть первая и последняя буква);
— кроссворды;
— написание заголовков к иллюстрациям;
— заполнение пропусков в песнях;
— заполнение пропусков в комиксах уже готовыми фразами.
Работа со свободной письменной речью
Все ранее описанные задания относятся к этапам controlled или semi-controlled practice. При работе с развитием письменной речи, как и с любым другим навыком важно идти от простого к сложному. Последний этап работы с письмом — freer practice, где уровень сложности заданий и свободы ученика выше. К таким заданиям относятся:
— письменные ответы на вопросы;
— создание собственных открыток;
— написание чата или диалога;
— написание рассказа по картинкам;
— написание мини-эссе или личных писем;
— написание краткого содержания рассказа;
создание проектов (например, тематических, «my family», «my toys» и т.д.).
В данном случае ученику очень помогут уже имеющиеся заготовки и шаблоны: фразы, которые они ранее тренировались писать по отдельности, определенные клише. Следует помнить, что даже на этапе свободной письменной речи ученикам может понадобиться определенная опора: ключевые слова и фразы, пример письма/сочинения/проекта.
Почему у ученика не получается писать?
Такая проблема возникает у многих преподавателей. Основная причина подобной ситуации — недостаток разговорной базы. Часто ученик просто еще не готов перейти к письму. В таком случае не стоит подгонять студента, ведь у каждого свой индивидуальный темп обучения. Лучше продолжить наращивать словарный запас, развивать монологическую и диалогическую речь, а к письму перейти чуть позже.
При обучении письму важно придерживаться принципа от простого к сложному, от наращивания разговорной базы к непосредственному развитию письменной речи. Важно переходить к письму когда ученик действительно будет к этому готов и начинать с заданий на controlled practice (например, задания на заполнение пропусков и дополнение предложений, плавно переходя к freer practice (например, составление рассказа о себе). Также необходимо понимать, что обучение письму не происходит за один день — это долгий и непростой путь. В силах учителя помочь развить навык и мотивировать ученика.