19.04.2020
4332
1

Увлекательно о важном: вирусы и бактерии. Учим детей технике безопасности на уроке и дома

Как правильно чихать и кашлять? Почему нужно мыть руки с мылом? Зачем соблюдать дистанцию, когда заболел? Ответы на эти вопросы могут быть очевидны для вас и совсем непонятны для детей. Сейчас самое время обсудить это. Специально для родителей и преподавателей мы собрали увлекательные способы объяснить детям, чем опасны некоторые вирусы и бактерии и как защититься от них. Внутри статьи — 4 эффектных опыта, 6 музыкальных видео и 1 сказка. Изучайте вместе с ребенком и будьте здоровы!

Что такое вирусы и бактерии?

Ребенок чихнул, вытер нос или лицо ладонью, коснулся ей игрушек, дверной ручки, телефона. Почему так делать не стоит, ему непонятно. «У меня чистые руки, я же вижу. На них нет грязи», — думает он. Именно поэтому в первую очередь нужно простыми словами рассказать о вирусах и бактериях — невидимых созданиях, которые живут на нашем теле, внутри и вокруг нас, и объяснить, чем они опасны. Вот пара способов сделать это.

— Познакомить с персонажем

Сделайте вирус героем сказки. Для вдохновения можете посмотреть эти видео: «Germs Movie for Kids Virus & Bacteria Introduction» и «Germ Wars — The story of kids as heroes in preventing germs».

Распечатайте картинку из интернета, нарисуйте ее сами или возьмите игрушки, чтобы познакомить ребенка с персонажем. Обязательно упомяните, что вам пришлось воспользоваться волшебным увеличительным прибором — микроскопом, ведь иначе этого маленького монстра было бы невозможно увидеть. Благодаря своему размеру вирус может спокойно передвигаться среди нас, оставаясь незамеченным.

Расскажите о характере и привычках вируса. Объясните, что он сильно тянется к другим живым существам, потому что не может существовать без них. Он любит путешествовать и гостить у людей и животных, но вместо машин и самолетов использует для передвижения маленькие капли воды, которые появляются, когда мы чихаем или кашляем.

Капли какое-то время остаются в воздухе, и если мы окажемся рядом, то вирус сможет попасть к нам в гости. А иногда он поджидает нас на разных поверхностях — тех предметах, которых мы касаемся после того, как чихнули в ладонь или вытерли ей нос. Это может быть дверная ручка, телефон, стакан. Если кто-то потрогает их, когда там прячется вирус, а затем коснется рукой лица (рта, носа или глаз), он тоже заразится.

Почему это плохо, можно показать на игрушках. После визита вируса у нас повышается температура, болит голова или живот, появляется насморк. Мы начинаем чихать и кашлять, а монстр только радуется: так он сможет побывать в гостях у кого-то еще. Из-за болезни мы пропускаем много интересного, ведь нам приходится оставаться дома; мы не можем увидеть друзей, а играть совсем не хочется, потому что нет сил.

Закончите сказку словами о том, чего вирус боится. Ему страшно, что он не дотянется до человека или животного: если люди будут далеко друг от друга, попасть к ним будет сложнее. Он не любит, когда сморкаются в платок, носят маску, чихают и кашляют в сгиб локтя. Но главный враг вируса и наш защитник — это мытье рук: за 20 секунд обычное мыло сможет победить монстра.

Лексика для сказки: viruses, germs, microscope, disease, feeling sick, sneeze, cough, fever, runny nose, headache, stomach ache, tired, soap, wash, hands, eyes, mouth, spread.

— Провести eye-opening эксперимент

Показать ребенку, почему «визитов» вирусов нужно избегать, поможет простой эксперимент. Возьмите 3 герметичных пакета и 3 кусочка белого хлеба (или попросите родителя ученика сделать это вместе с ребенком). Подпишите пакеты: «Fresh», «Dirty hands», «Clean hands».

После того, как ребенок поиграет с игрушками или потрогает ладонями пол, предложите подержать один кусочек хлеба в руках и поместить его в пакет «Dirty hands». Затем нужно помыть руки с мылом, подержать в руках еще один кусок хлеба и положить в пакет «Clean hands». В пакет с надписью «Fresh» положить нетронутый кусочек хлеба.

Обсудить результаты эксперимента можно на следующем уроке или через несколько дней. За это время ребенок увидит, как невидимые бактерии превращают хлеб в пакете «Dirty hands» в гигантскую плесень, тогда как кусочки в «Clean hands» и «Fresh» будут оставаться свежими гораздо дольше.

Можно взять и четвертый пакет, хлеб в котором вы потрете о ваш телефон или клавиатуру компьютера. Спойлер: его будет трудно не спутать с пакетом «Dirty hands».

Лексика для эксперимента: dirty, clean, fresh, hands, bread, touch, germs.

Почему важно использовать мыло

С тем, что такое вирусы и бактерии и чем они опасны, разобрались. Следующий шаг — объяснить, почему нужно мыть руки с мылом (а не просто полоскать их в воде).

Возьмите тарелку с водой, насыпьте в нее молотого черного перца и предложите ребенку опустить туда палец. К нему тут же прилипнет перец — только представьте, насколько неприятно было бы, потрогай мы этой рукой нос, рот или глаза! Попросите обмакнуть тот же палец в чашку с жидким мылом и затем снова окунуть его в воду. Перец мгновенно отскочит от кожи, будто чего-то испугавшись.

Недавно этот эксперимент разлетелся по интернету после того, как финский отец показал его своей дочке. Попробуйте повторить опыт дома: так ребенок наверняка надолго запомнит, зачем использовать мыло.

Корица и блестки помогут вам не только показать важность мытья рук, но и наглядно продемонстрировать распространение вируса.

Предложите ребенку намазать руки лосьоном или маслом (или договоритесь об этом с родителями ученика). Посыпьте их корицей или блестками, попросите хорошенько растереть между ладонями. Объясните, что это бактерии и вирусы, которые мы обычно не видим. Пусть ребенок сделает отпечаток ладони на белом листе бумаге или попробует пожать кому-нибудь руку — так вы покажете процесс распространения вируса. Затем попросите помыть руки водой и снова коснуться чистого листа — след все еще будет довольно заметным.

Мыло поможет избавиться от большей части «бактерий», однако если ребенок не знает, как правильно мыть руки, то корица и блестки останутся у него между пальцами. А значит, настанет время выучить «танец» для чистых рук. 

Как правильно мыть руки

Тщательно мыть руки с мылом научат песни и простые танцевальные движения под них. Во-первых, длительность припевов поможет убедиться, что вы мыли руки не меньше 20 секунд. Во-вторых, так ребенок не пропустит места, о которых обычно забывает — запястья, кожу под ногтями и между пальцами. А еще песни можно использовать для разминки и запоминания новой лексики — в общем, сплошная польза.

Мы собрали несколько роликов — выбирайте на свой вкус и повторяйте слова и движения вместе с ребенком!

Germs for Kids | Wash Your Hands Song — The Kiboomers

Wash Your Hands Song — The Singing Walrus.

Handwashing dance from Vietnamese dancer, Quang Đăng (просто посмотрите ролик с 20-й секунды — лично нам самим захотелось выучить танец и мыть руки только так!).

PPAP-2020 | Pikotaro — новый хит от автора песни Pineapple-Pen и, наверное, лучшая демонстрация движений, которые нужно выполнять, чтобы избавиться от всех бактерий.

Как правильно чихать и кашлять

Песни и танцы также помогут ребенку запомнить, как именно прикрывать рот, когда кашляешь или чихаешь. Включите песню и во время припева показывайте необходимые движения — прячьте лицо в сгиб локтя или платок.

Почему нужно соблюдать дистанцию

Чтобы научить держать дистанцию и наглядно продемонстрировать ее смысл, воспользуйтесь пульверизатором. Брызните из него водой, находясь недалеко от ребенка (или попросите об этом родителя ученика). Затем отойдите и повторите то же самое. А после спрячьте пульверизатор в сгиб локтя так, будто прикрываете чих, и брызните еще раз.

Обсудите с ребенком, что произошло: почувствовал ли он капли? Когда их было много, а когда — мало? Объясните, что вирусы, как и капли воды, распространяются в пространстве, пока мы говорим, кашляем, чихаем. Именно поэтому особенно важно соблюдать дистанцию и прикрывать рот локтем, платком или маской, чтобы обезопасить себя и других.

Увлекательная техника безопасности для детей: 5 шагов для борьбы с вредными микробами

  1. В форме сказки знакомим ребенка с вирусами и бактериями, и объясняем, почему они опасны.
  2. Проводим эксперименты и доказываем, как важно использовать мыло для защиты от болезни.
  3. Учимся тщательно мыть руки с помощью песен и танцев.
  4. Запоминаем, что чихать и кашлять нужно в сгиб локтя или платок, а не в ладонь.
  5. Показываем, зачем соблюдать дистанцию, используя обычный пульверизатор.
Комментарии (1)
  • Фото аватара
    Наталья Михайловна Калинина

    Superb!!!!!!

    22.04.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×