Наша работа как взрослых состоит не в том, чтобы научить, а в том, чтобы помочь разуму младенца в его работе по развитию.
М. Монтессори
О методике Монтессори слышали все или почти все, кто воспитывает или работает с дошкольниками. Многие педагоги её успешно применяют. Учителя английского не исключение. Давайте разберёмся поподробнее, как можно применить приёмы методики на наших занятиях.
Прежде всего метод Монтессори основан на наблюдении за малышом в естественных условиях и безусловном принятии его таким, какой он есть. Второй основополагающий момент — признание наличия у дошкольника (до 6 лет) “впитывающего разума”. Это означает, что ребенок способен впитывать в себя новые знания и опыт практически без усилий. Мария Монтессори справедливо отмечала, что этот возраст является самым благоприятным для освоения любых языков, как родного, так и иностранного. Ребята могут без труда уловить интонации, речевые обороты, «секреты» языка. Всё это они познают самостоятельно, просто играя, взаимодействуя с педагогом, предметами и игрушками, так как около 80% информации дошколята усваивают тактильно.
“Трехступенчатый” урок английского по Монтессори
Согласно этой системе обучения занятие имеет 3 “ступени”. Например, освоение лексики может происходить так:
- Малыш слышит новое слово от учителя. Педагог устанавливает связь между предметом или картинкой и названием на английском языке, указывая и четко и громко произнося название. Например: This is «…».
- У ребенка закрепляется образ предмета и связывается с его названием на английском, формируется так называемый “пассивный” словарь. Учитель может попросить принести этот предмет, показать его, найти его цветное изображение. Например: «Give me/ Show/ Take, please …»
- Наконец, происходит внедрение слова в “активный” словарь ребенка. На этом этапе дети могут назвать показываемый педагогом предмет, соотнести его с чёрно-белой картинкой.
Все указанные ступени проходят в игровой форме, без акцента на учебную деятельность, для деток это просто игра.
Подобным образом происходит и освоение алфавита. Например:
- Учитель показывает и называет букву.
- Дети буквально, “прощупывают” букву (это может быть рамка вкладыш, шершавая буква, буква-игрушка из различных материалов)
- Ребята называют показываемую букву, подбирают слово, начинающееся на неё.
Так дошкольники постепенно связывают букву с её звучанием, готовятся к письму и чтению.
Освоение пальчиковых игр также проходит “3 ступени”:
- Взрослый показывает игру с движениями, проговаривает слова потешки.
- Дети повторяют движения пальцами и кистями рук вслед за словами педагога.
- Дошкольники самостоятельно рассказывают и показывают действия игры.
По такой “трехступенчатой” программе детки осваивают и другие аспекты иностранного языка. Они играют, лепят, рисуют, занимаются аппликацией. При этом учитель все комментирует на английском. Происходит такое себе “погружение в языковую среду”. Класс обязательно должен быть наполнен графическими образами слов, цифр, звуков. Неотъемлемым атрибутом урока “по Монтессори” является изобилие карточек, картинок, мелких фигурок, сенсорных игрушек.