“Все уже давно придумано”, — скажут одни и будут в чем-то правы, колесо уже изобретено, но новые способы его применения появляются. Кубиками играли еще в средневековье, но вот учить по ним читать на иностранном языке начали недавно.
Карточки Домана — другой современный способ обучения чтению без разучивания букв. Он был создан Гленом Доманом для детей с особыми потребностями, но в дальнейшем получил популярность среди родителей как метод раннего развития детей. Обучения чтению целым словом теперь встречается во многих учебниках по английскому языку (например, Spotlight, Millie).
В этой статье рассмотрим принципы методик Н.Зайцева и Г.Домана, их преимущества и недостатки.
Кубики и таблицы Н. Зайцева
По авторской методике Н. Зайцева некоторые дети научились читать на русском. Они пропевали склады (части слова) по таблицам, составляли цепочки из кубиков, выкладывали слова и предложения. Чтение таким способом подходит не всем ученикам (кому-то удобнее читать, соединяя буквы), но для многих этот способ стал быстрой и легкой дорогой к чтению. Для обучения чтению на английском языке были разработаны три пособия: “Техника чтения на английском языке”, “Английские грамматические алгоритмы”, “Английские грамматические кубики”.
Принципы методики:
- здоровьесберегающая (подвижный способ обучения сохраняет учащимся осанку, а работа с таблицами укрепляет зрение),
- от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому (логику грамматических понятий дети воспринимают через игры с кубиками и по таблицам с яркими цветовыми обозначениями)
- экономичность (таблицы и кубики можно использовать многократно)
- практичность (дети не получают большое количество теории, освоение материала происходит через отработку примеров)
Преимущества:
- развитие произношения (в результате повторения слов и предложений за диктором),
- игровой характер заданий,
- развитие навыка аудирования слов и простых предложений
- наглядность, например, для обозначения частей речи (Красные блоки — это существительные, синие — для глаголы, черный цвет используется для отрицания, зеленые — для всего остального).
- тактильное восприятие материала учениками (кубики различаются по объему, что облегчает поиск нужного слова),
- возможность работы в паре или группе с введением элемента соревновательности.
Недостатки:
- ограниченность применения (не развиваются коммуникативные навыки речи, в основе — грамматико-переводной подход, предполагающий акцент на форме, а не на использовании языка в различных жизненных ситуациях)
- сложность методики для некоторых учителей и учеников (повторяемость приемов может вызвать скуку, только творческий подход учителя может мотивировать учеников)
- отсутствие связи материала с реалиями англоговорящих стран (слова и грамматический материал даются без контекста — примеры употребления не связаны сюжетом).
В данном видео Н. Зайцев рассказывает о технике чтения по своей методике:
Карточки Г. Домана
Принципы методики:
- способствует интенсивному умственному развитию,
- подходит для домашнего обучения (автор советует применять эту методику мамам со своими детьми),
- развивает память (благодаря повторению и постепенному расширению словарного запаса детей),
- развивает кругозор (Доман предлагает показывать карточки со словами, связанными с миром, окружающим маленького ученика),
- обучение в радость (усвоение новых знаний будет эффективным, если обучение проходит в комфортной игровой атмосфере).
Преимущества:
- простота применения (карточки можно распечатать, а далее показывая карточку, нужно четко произносить соответствующее ей понятие. В среднем на демонстрацию изображения Доман отводит пару секунд, а для запоминания одного «информационного бита» достаточно 30 показов. Для начала рекомендуется заниматься 3 раза в день, используя серию из 10-15 карточек за урок.)
- возможность обучения ребенка с младенческого возраста.
Недостатки:
- отсутствие научно доказанной связи между ранним развитием и интеллектом человека во взрослом возрасте,
- необходимость многократного повторения показа карточек (что может подойти не всем родителям и детям),
- отсутствие доказательств преимущества этого метода перед традиционными (обучение чтению методом целого слова дает очень хорошие результаты, но только в комбинации с методом звуко-буквенных соответствий),
- возможность ухудшения отношений (в случае, если родитель нарушает принцип “обучение с радостью” и “давит” на малыша).
В данном видео автор рассказывает об основах своей методики:
https://www.youtube.com/watch?v=yb8uafToquE
Обе методики находят своих последователей, которые считают их эффективными. Пробовали ли вы их использовать? Ждем ваши комментарии.
Ученики индивидуальны, к каждому нужен свой ключик. Применяйте новое, и любые двери откроются!