В статье делюсь опытом подготовки старшеклассников к экзамену FCE. Однако советы пригодятся и для других экзаменов уровня B1-B2.
На что обратить внимание при подготовке подростков к экзамену?
- У тинейджеров в большинстве случаев нет внутренней мотивации, то есть устойчивого интереса к изучению английского языка. Есть внешняя, то есть они вынуждены сдать экзамен, чтобы поступить в ВУЗ или родители заставили получить сертификат, который подтверждает уровень владения языком на уровне upper-intermediate. Поэтому, чтобы побудить их изучать язык, преподавателю необходимо быть изобретательным и придумывать различные увлекательные упражнения.
- Старшеклассники изучают английский язык с основным преподавателем в школе, у которого методика может отличаться от вашей. Поэтому на начальном этапе вам придется их переучивать.
- Юношеский максимализм делает подростков самонадеянными. Не все из них понимают важность знания формата экзамена FCE. Знания школьной программы без знаний экзаменационных техник не обеспечивают успех.
О работе с основными навыками и системами
Listening
Чтобы мотивировать учеников слушать, кроме классических экзаменационных заданий FCE, добавляла занимательные видео и составляла к ним тесты или брала готовые на сайте. Если нет времени составлять, проводите диктанты и диктоглосы на основе видео, так как на экзамене важно понимать большую часть услышанного, а не только общий смысл.
Также прослушивание песен с разработанными заданиями мотивирует подростков развивать навык понимания речи на слух.
Speaking
Говорение давалось не просто студентам, так как в школе этому навыку не уделялось достаточно внимания. Работа в парах помогла им обрести уверенность в себе и беглость речи. В заданиях на говорение важна не только беглость, но и точность. Поэтому ученикам выдавался чек-лист оценки монолога партнера:
Did the student answer all the questions properly?
Were there many hesitations?
Did he/she use any phrasal verbs, idioms, collocations?
Did he/she use complex grammar forms?
В задании на сравнение картинок старалась использовать фото, которые вызывают эмоциональный отклик у тинейджеров и желание обсудить увиденное. И конечно, опорные фразы к каждому монологу/ диалогу.
Например,
Compare and contrast what these people feel at the moment the photo was taken.
Также составляли майнд меп ключевых выражений по теме. Они, как палочка-выручалочка, помогали ученикам найти нужные слова без огромных пауз.
Например,
Shopping: good value for money, get a bargain, shop in the sales etc.
Raising children: instill good values in smb, spoil smb, wrap smb in cotton wool etc.
Writing
Ученики воспринимали письмо как тяжкую повинность. Ежедневно они общаются посредством коротких сообщений в чатах и не пишут Opinion essays. Чтобы их заинтересовать, обсуждали проблематику эссе на уроке, а процесс написания давался в качестве домашнего задания.
Старалась выбирать темы, которые, как и говорение, вызывали интерес. Плюс распечатывали карточки с Useful language для эссе из учебника Virginia Evans Successful writing: To sum up, All things considered, To begin with etc. Такие шпаргалки помогали ученикам запомнить вводные фразы, использование которых является обязательным на экзамене FCE.
Use of English
Задания на отработку лексико-грамматического аспекта стандартны в учебниках для подготовки: multiple-choice, cloze, word formation, transformation. Если готовиться к экзамену в течение года, то учащимся становится невыносимо нудно. Эти задания можно разнообразить, добавив соревновательный момент. Например, какая пара справиться с заданием быстрее и с наименьшим количеством ошибок. Я добавляла простейшие элементы геймификации, такие, как лидерборды: в течение недели вносила список топ пяти учеников.
При отработке словообразования я использовала word formation maze и другие игры.
Тинейджерам интересны различные интерактивные приложения и интернет ресурсы. Отрабатывать задания на множественный выбор Use of English можно в приложении Kahoot, подробнее в этой статье.
Моим учащимся нравилась поисковая деятельность. Я выдавала каждой паре небольшой текст уровня B1-B2 для составления теста по части 1 (multiple choice) или 3 (word formation) (часть 2 close не подразумевает анализа текста). Подростки убирали из текста слово, подбирали с помощью интернета его синонимы или близкие по значению, так называемые distractors. На следующий урок обменивались готовыми распечатанными разработками с другой парой и выполняли тест.
Не хватало грамматических упражнений в основном учебнике подготовки к экзамену, поэтому использовала дополнительные пособия.
На занятиях важно не только тестировать знания, но и изучать новые слова. У меня не было времени брать дополнительные пособия по лексике, поэтому отрабатывали в игровой форме коллокации и фразовые глаголы, которые встречались в тестах Use of English.
Замечательный weekly planner от Cambridge Assessment English!
https://weekly.cambridgeenglish.org/
Выбираете экзамен, количество недель и часов на подготовку и он выдает готовую программу подготовки со всеми материалами