В статье — обзор 38 задания из письменного блока ЕГЭ по английскому. Делимся эффективными тактиками, советами и стратегиями по подготовке, разбираем типичные ошибки. В качестве бонуса — пример эссе, которое получило высокий балл от экзаменаторов ЕГЭ.
Содержание:
- Введение
- Письмо в ЕГЭ: структура и изменения в 2024
- Какие главные критерии к написанию Задания 38: эссе
- Какие вводные фразы можете использовать в эссе
- Какие конструкции и времена стоит использовать
- Какие самые частые ошибки при написании эссе
- Бонус. Пример идеального эссе
1. Введение
Написание письма на английском языке — ценный навык, который нужно развивать. Его необходимо освоить всем сдающим экзамены, говорим ли мы о написании эссе для ЕГЭ, ОГЭ или IELTS.
Ключевые шаги, с чего начать:
- Ознакомиться со структурой письменного задания.
- Узнать все о требованиях к написанию работы.
- Почитать примеры других работ, чтобы лучше понять структуру.
- Освоить выражения и конструкции для письменного изложения мыслей.
2. Письмо в ЕГЭ: структура и изменения в 2024
Блок «Письменная речь» в ЕГЭ состоит из двух заданий:
- задание 37: написание электронного письма;
- задание 38: эссе с элементами рассуждения.
В 2024 году ключевое изменение коснулось формулировки к 38-му заданию: эксперты экзамена добавили вопрос в таблицу (помимо ответов респондентов) для более целостного представления результатов исследования. Остальные требования остались без изменений.
Еще полезные статьи для подготовки к ЕГЭ по английскому:
3. Какие главные критерии к написанию эссе Задания 38: эссе
В 38 задании предстоит написать эссе, которое оценивается по пяти критериям.
Первый критерий. Решение коммуникативной задачи (РКЗ).
По этому критерию оценивается содержание и стилевое оформление эссе. По словам эксперта Александры Дар, содержание должно полно и точно отражать все аспекты, указанные в задании.
Содержание эссе:
· Вступление.
Вступление должно содержать следующие смысловые элементы: упоминание о том, что автор работает над проектом, указана цель и/или тема проекта, указана страна (Zetland), указана аудитория (teenagers/young people/people/students), информация о том, что автор нашел (именно нашел, а не собрал или составил сам) статистические данные по теме. Важно упомянуть, что данные взяты из социологического опроса и что автор собирается описать их.
· Второй абзац.
Во втором абзаце нужно привести 2-3 аспекта, которые отражают данных из таблицы/диаграммы.
Обязательно приводите конкретные цифры в скобках или в самом тексте, в зависимости от используемых формулировок. Также при написании второго абзаца нужно еще раз упомянуть тему проекта в контексте. Например, не просто «15% опрошенных выбирают телефон», а полностью: «15% опрошенных выбирают телефон в качестве лучшего подарка на день рождения». Таким образом, читателю понятно, на какой вопрос отвечали респонденты.
· Третий абзац.
В третьем абзаце нужно привести 1–2 существенных сравнения и прокомментировать их. Для этого абзаца нужно выбрать такие факты/цифры, о которых можно сказать что-то существенное. Например, большая разница между цифрами, или, наоборот, почти одинаковое количество респондентов выбрали этот ответ. Комментарий может объяснять, почему эти факты были выбраны для сравнения, или почему существует такое различие/сходство в количестве проголосовавших за ответ. Также можно сделать вывод из сравнения.
· Четвертый абзац.
В четвертом абзаце нужно обозначить возможную проблему, связанную с темой, указанной в задании. Дальше нужно дать ее решение. Проблема может быть любая, главное, чтобы она была реальной и логичной, как и ее решение. Решение должно быть конкретным, не просто «правительство должно решить эту проблему», а «правительство должно решить эту проблему (как?), построив дополнительные центры для детского образования».
· Заключение.
В заключении нужно выразить и обосновать свое мнение по какой-то теме, которая будет уникальна для каждого задания. Здесь важно использовать фразы для четкого выражения своего мнения, например: «I believe», «in my opinion». Нужно показать, что это именно ваше мнение, личное. Далее нужно дать обоснование своему мнению.
Что касается стиля, нужно соблюдать нейтральный стиль. Выделяют четыре типа стилистических ошибок:
1. риторические вопросы;
2. разговорные выражения и конструкции типа Let’s… (Let us и Let me —нейтральный стиль);
3. сниженная лексика типа folks (people, …);
4. стяженные формы (I’m, don’t, can’t, mustn’t).
Второй критерий. Организация текста в эссе.
Текст проверяют на логичность, правильное деление на абзацы и правильное использование средств логической связи. Сюда же относится и неправильное использование местоимений (referencing). Типичная логическая ошибка — употребление ‘he’ в случаях, когда нужно заменить местоимением существительное, например, ‘teenager’/’student. Здесь допускается использование ‘he/she’ или ‘he or she’ или they.
Также важно использовать логические связки-переходы между абзацами. Например, ФИПИ (разработчик экзамена), предлагает вот такие:
It can be seen that …
It is noticeable that …
It is clear that the principal difference is …
However, there is a striking difference between …
Overall, it is clear that …
It is important to note that…
It is worth mentioning that …
In conclusion, I would like to express my opinion on…
Третий критерий. Лексика в эссе.
Главное — не писать короткими примитивными предложениями. То же самое с лексикой, старайтесь использовать слова, которые в словарях идут с пометкой «уровень B2» и выше. Вот пример нескольких из них: significant, essential, paramount, opt for, in my perspective и т. д.
Четвертый критерий. Грамматика в эссе.
Пятый критерий. Орфография и пунктуация.
Что оценивается в критериях «Лексика», «грамматика», «Орфография и пунктуация», понятно из названия. Не должно быть ошибок на уровне лексики и грамматики.
Ошибками по пунктуации считаются: отсутствие точки в конце предложения (но иногда точки не видно на сканах, важно писать новые предложения с заглавной буквы), отсутствие запятой после всех типов вводных слов и при перечислении однородных членов в предложении.
4. Какие вводные фразы можете использовать в эссе
Александра Дар поделилась несколькими примерами вводных фраз для эссе. Например, первое вводное предложение можно начать так:
- Something has become an integral (significant) part of our lives.
- Today, there are many opportunities for people to do something…
- Many people today attach a lot of importance to smth…
Далее информация о том, что мы пишем проект:
- I am currently doing a project on why/what/ how ….
- The aim of my current project is to explore/identify how/ why/ ….
Затем информация о том, что мы нашли данные – результаты опросов общественного мнения.
- I have found a table/diagram with some relevant data on the project — the results of the opinion polls.
И о том, что мы сделаем с данными:
- As part of my project, I am going to analyse the statistics and present my findings.
Фразы для сравнения:
- As can be seen from the table/diagram, the majority of the respondents (…%) choose/like to do smth
- Only …% of the interviewed say/ choose/ prefer
Фразы для комментирования:
- This difference suggests that…
- The reason for this substantial difference is that …
- It is not surprising at all because …
Фразы для абзаца про проблему:
- Unfortunately, some problems can arise with ….
- In order to solve this problem, one should ….
- There might be a problem, concerning …. To solve this problem, I would suggest doing smth
Для заключения:
- To conclude, I firmly \strongly believe that … I think so because …..
- All in all, despite some problems associated with doing smth, in my
- opinion, it is very important for …
Вам могут быть интересны и эти статьи для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку:
5. Какие конструкции и времена стоит использовать
Так как это эссе считается заданием, которое соответствует высокому уровню (B2), важно показать и лексику, и грамматику высокого уровня. Александра Дар отмечает, что списка каких-то разрешенных и запрещенных конструкций нет, при этом важно всегда ориентироваться на указания, предложенные ФИПИ и включающие в себя вот такие конструкции:
- пассивный залог;
- условные предложения;
- сложное подлежащее (Complex Subject);
- сложное дополнение (Complex Object).
Важно избегать смешения времен, когда ученик описывает ответы респондентов. Нужно использовать настоящее или прошедшее время, но не все сразу в одном абзаце.
6. Какие самые частые ошибки при написании эссе
- Нет важных элементов во вступлении: информации о стране или о респондентах, о том, что работаем над проектом сейчас и так далее.
- Иногда ребята пишут, что нашли таблицу, хотя в задании указана диаграмма — важно писать именно то, что есть в задании.
- Выпускники неправильно описывают аудиторию: teenagers не равно young people. Teenagers — это подростки, возраст 13-19 лет, а молодые люди могут быть и старше, до 20-25 лет. Проверяем, какая аудитория указана и пишите именно о ней. Если написано “students” — это могут быть и школьники, и учащиеся университетов, нужно смотреть по контексту и теме проекта.
- Ученики сужают и расширяют проблему. В каждом конкретном случае указано, с чем должна быть связана проблема.
Например, «проблема с выбором подарка» — пишем о проблеме в целом, для всех людей. А если есть формулировка, «проблема с выбором подарка для подростка» — тогда пишем эссе именно по этой теме.
То же самое в заключении. Смотрите, что конкретно указано: «чтение в жизни подростков» или «роль чтения в жизни людей», и на эту тему и высказываетесь. - Когда дают комментарий, учащиеся забывают упоминать и комментировать обе опции, которые сравнивают.
7. Бонус. Пример идеального эссе
Александра Дар поделилась с редакцией Skyteach своей работой, чтобы показать структуру, стиль и содержание. Эссе получило высший балл.


В этом эссе есть все элементы вступления: вводное предложение, цель проекта, информация о том, что над проектом работа происходит сейчас, аудитория, страна, информация о том, что найдены данные — результаты опроса в виде таблицы. Еще можно добавить информацию о том, что я собираюсь их проанализировать.
Во втором абзаце даны 3 факта с цифрами, видно откуда они взяты (according to the table), четко прослеживается тема проекта в формулировках ответа. Нет смешения времен.
В третьем абзаце есть сравнение двух фактов с процентами, дан комментарий по обеим опциям.
В четвертом абзаце указана проблема по теме и ее логичное решение. Еще можно добавить вводную фразу в начало: Unfortunately или It is worth mentioning that …
В последнем абзаце есть четкое выражение своего мнения и его обоснование.
В материале мы рассмотрели ключевые требования, структуру эссе в формате ЕГЭ. Показали, как начинать эссе, какие фразы лучше использовать, а какие избегать. Поделились и примером эссе, которое получило высокий балл. Советуем и вам больше читать других работ, чтобы лучше понять стиль и требования к заданию. Не забывайте много практиковаться и развивать этот навык. Желаем удачи в подготовке!

Здравствуйте! Скажите,пожалуйста, актуальна ли эта информация для эссе 2025 г ?
«В 2024 году ключевое изменение коснулось формулировки к 38-му заданию: эксперты экзамена добавили вопрос в таблицу (помимо ответов респондентов) для более целостного представления результатов исследования. Остальные требования остались без изменений.» Здравствуйте, статья была очень полезной, я многие фразы «взяла на заметку», однако позвольте уточнить, о чем в приведенной мною цитате из вашей статьи речь? Насколько я помню, на сайте ФИПИ было сказано, что изменений в егэ 2024 нет, можете документик этот скинуть, где есть эти изменения из цитаты
Здравствуйте
https://doc.fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2024/Izmeneniya_KIM_EGE_2024.pdf