Развитие навыка аудирования для ОГЭ и ЕГЭ

Развитие навыка аудирования для ОГЭ и ЕГЭ

Аудирование для многих студентов вызывает проблемы. Текст сложный, запись плохая, в классе шумно – все это может создавать помехи для успешного выполнения заданий на прослушивание текста. Однако, как показывает практика, чаще всего это “отмазки” студентов, которых недоучили слушать и что гораздо важнее слышать. Так поговорим же о том, как работать с аудированием на этапе развития навыка, а также приведем примеры приемов, которые помогают даже слабым студентам оставаться на плаву в этой части экзамена.

Как вы работаете с аудированием?

Да-да, стоит задать себе этот вопрос. К сожалению, некоторые учителя просто включают текст для прослушивания, сопровождая это фразой “Listen and do the task”. Совершенно неудивительно, что у детей при этом глаза расширяются в панике. О чем они будут слушать? Какое задание они будут выполнять?

Прежде, чем тестировать навык, его нужно развить. Иначе тестировать будет нечего. Вы же не даете студентам упражнение на Past Perfect, не объяснив, что с ним делать? Так и здесь. Для эффективного прослушивания и понимания текста существуют стадии работы с аудированием:

  1. введение в контекст: покажите студентам картинку, связанную с темой; дайте обсудить вопросы, которые активизируют лексику по данной теме;
  2. пробужение интереса: попросите предугадать, о чем может идти речь;
  3. прослушивание для общего понимания: здесь студенты могут проверить свои предсказания, ответить на простой вопрос, не связанный с деталями;
  4. детальное прослушивание: поставить картинки в правильном порядке; задания типа “верно/неверно/в тексте не сказано”, ответы на вопросы, заполнение пропусков, поиск соответствия, множественный выбор, заполнение информационных таблиц;
  5. персонализация/анализ: обсуждение в парах и группах вопросов, связанных с темой.

Часто проблемы с аудированием связаны с недостаточным лексическим запасом и проблемами с произношением, а также недостатком знания различных грамматических структур, с помощью которых передаются одни и те же идеи. Таким образом, работать над одним лишь прослушиванием недостаточно, так как для подготовки к экзамену нужна качественная проработка языковых знаний, умений и навыков в комплексе.

Однако, непосредственно перед экзаменом необходимо знать, как выжать из имеющегося задания все, что можно. Разберем каждое задание отдельно.

ОГЭ Задание 1

Источник: ОГЭ демоверсия 2019 года, fipi.ru

В данном задании необходимо соотнести диалог и место действия. Для тренировки и подготовки к экзамену эффективно работают следующие техники:

  • предвосхищение лексики: перед прослушиванием обсудите, какие слова студенты могут услышать в этом месте действия, о чем могут говорить доктор и пациент или продавец и покупатель, где могут говорить о покупках/здоровье/размере одежды, где можно услышать фразы “Сan I help you?” “I’d like to speak to the manager”.
  • в данном задании необходимо услышать основную идею, поэтому просите студентов прослушать диалоги и выписать слова, которые помогают определить место действия.
  • если диалог вызывает трудности, после прослушивания обращайтесь к скрипту (тексту аудиозаписи) и вместе со студентами находите ключевые слова.
  • здесь не нужно выделять ключевые слова, но важно проанализировать, о чем может говорить спикер.

ОГЭ Задание 2 и ЕГЭ Задание 1

Источник: ОГЭ демоверсия 2019 года, fipi.ru и ЕГЭ демоверсия 2019 года, fipi.ru

Эти задания в ОГЭ и ЕГЭ являются схожими и требуют схожих техник выполнения. Однако, между ними есть различия. Во-первых, уровень сложности в ЕГЭ выше за счет уровня лексики. Во-вторых, в ОГЭ говорящие высказываются на разные темы, а в ЕГЭ на одну и ту же, но разные ее аспекты.

При выполнении этого задания уделяем внимание на следующие моменты:

  • ключевые слова. Их нужно выделить для поиска синонимов и конструкций, несущих схожий смысл.
  • дистракторы и игнорирование их. Если студент слышит такие же слова, как и в утверждении, значит его пытаются отвлечь от синонимов, показывающих правильный вариант. Больше о дистракторах читайте в данной статье.
  • необходимость дослушивать монолог до конца, ведь иногда ключевая мысль может быть высказана именно в самом конце.
  • работу со скриптом в случае возникновения сложностей на этапе подготовки
  • необходимость понять мнение говорящего. Оно может быть не высказано прямо, здесь тоже на начальных этапах полезно использовать скрипт (I was impressed by fantastic acting = The speaker liked the play).

ОГЭ Задание 3 и ЕГЭ Задание 3

Источник: ОГЭ демоверсия 2019 года, fipi.ru
Источник: ЕГЭ демоверсия 2019 года, fipi.ru

В этом задании снова смысл одинаков, однако уровень сложности в ЕГЭ снова выше. Обращаем внимание на следующие моменты:

  • подчеркиваем ключевые слова – именно к ним мы и будем искать синонимы.
  • игнорируем дистракторы: студенты могут услышать все опции в диалоге, однако правильный ответ будет лишь один, остальные будут либо не про то время, либо не про того человека, либо будут еще какие-то нестыковки с вариантами ответов.
  • иногда недостаточно послушать одного говорящего, необходимо послушать и ответ второго (согласен или нет).
  • не выбирать вариант ответа только потому, что он прозвучал в диалоге, скорее всего это тот самый дистрактор.
  • обращать внимание на союзы, выражающие противопоставление: but, however, despite, etc. Они в корне меняют отношение говорящего к тому, что он высказывал..
  • ориентироваться на вопросы, а не на варианты ответа.

Есть две техники выполнения данного типа заданий:

  1. читать вопросы и варианты ответов перед первым прослушиванием, выделять ключевые слова везде, слушать и делать выбор;
  2. читать только вопросы и игнорировать варианты ответов перед первым прослушиванием в принципе; выбирать вариант ответа после первого прослушивания, а затем во время второго прослушивания проверять себя.

Я на своем опыте сдачи экзаменов пришла к выводу, что мне первый вариант подходит больше, вы можете попробовать оба, а также предложить оба варианта студентам. Мы со студентами все же придерживаемся первого (возможно, выбор студентов будет зависеть от того, при каком приеме преподаватель чувствует себя более уверенным).

ЕГЭ Задание 2

Источник: ЕГЭ демоверсия 2019 года, fipi.ru

Пожалуй, самое нелюбимое студентами задание. А все потому, что большой сложностью для них является понять, что есть False, а что Not Stated. Часто бывает, что студент выбирает False, но после вопроса “Why?” и ответа “Ну там же не сказано!” обычно следует мой щелчок пальцами и все становится на свои места: “Если в диалоге чего-то нет, то это Not Stated”.

Итак, ключевые моменты:

  • ключевые слова и синонимы, а также анализируем о чем будет разговор
  • сначала необходимо научить студентов находить, что True, а что False, а потом уже добавлять Not Stated.
  • необходимо научить понимать детали.
  • обращать внимание на слова all, none, always, every day, some, but, so, however, although, much, a little, a lot, a few – они же “маленькие слова с большим значением”. Эти слова часто встречаются в утверждениях, а в самом диалоге будет идти противоположное по значению слово (all people – some people/one boy).
  • всегда слушать до конца, все может измениться в самой последней строчке
  • не ориентироваться на свой жизненный опыт или фоновые знания, а полностью полагаться на текст.

А какие хитрости вы используете в тренировке аудирования и выполнении этих заданий КИМов?



Евгения Тащилина

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Leave a Reply

Your email address will not be published.