В последнее время понятие «эмоциональный интеллект» распространилось почти во всех сферах нашей жизни. Немаловажную роль эмоциональный интеллект играет и в преподавании. Мы, будучи преподавателями, должны уделять внимание не только умственному развитию учеников, но и развитию эмоциональному. Но что значит «эмоциональный интеллект» и как развить его у учеников?
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект относится к способности идентифицировать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других. Эмоциональный интеллект включает в себя как минимум три навыка: эмоциональное осознание или способность определять и называть свои эмоции; способность использовать эти эмоции и применять их к таким задачам, как мышление и решение проблем; способность управлять эмоциями, которая включает в себя как регулирование собственных эмоций, когда это необходимо, так и помощь другим в том же.
Что означает быть эмоционально интеллектуальным?
Эмоционально интеллектуальный человек осознает все свои эмоциональные состояния, даже негативные, разочарование, грусть или злость, и способен идентифицировать их и управлять ими для эффективного решения задач.
Почему эмоциональный интеллект важен для учеников?
Ученики с более высоким уровнем эмоционального интеллекта могут лучше управлять собой и общаться с окружающими. Это помогает им развить такие необходимые навыки, как самомотивацию и коммуникативные навыки, и помогает стать более уверенными.
С другой стороны, дети, которым не хватает эмоционального интеллекта, отдаляются от школы, и это негативно сказывается на успеваемости в классе.
При помощи развития эмоционального интеллекта, дети смогут:
— Развить самосознание,
— Справляться со стрессом,
— Повысить мотивацию,
— Эффективно общаться,
— Принимать правильные решения.
Как помочь ученикам развить эмоциональный интеллект?
Очень сложно придумать одну конкретную методику, которая поможет всем ученикам развить свой эмоциональный интеллект, независимо от возраста и темперамента. Однако, есть несколько полезных и распространенных игр, которые можно использовать во время уроков, при этом не тратя слишком много времени.
1. Бинго-знакомство
Эта игра:
— позволяет развивать коммуникативные навыки ребенка;
— помогает легко и комфортно говорить о себе и своих интересах;
— расширяет границы общения, позволяя найти общие интересы и увлечения.
Инструкции для учеников:
Найди клетку с фактом, которой правдив о тебе, и закрась любимым цветом. Далее играет следующий ученик.
2. Лампочки интереса
Эта игра позволяет знакомиться с интересами детей и их хобби. Осознавая свои интересы, а через них и свои таланты, ребенок учится понимать себя, свои сильные стороны и свою уникальность. Можно по-разному играть в эту игру.
Вариант 1:
Покажите ребенку несколько лампочек с разными картинками в них. Пусть они выберут те лампочки, в которых находятся интересные занятия для них. А потом уже пусть раскрасят эти лампочки разными цветами.
Вариант 2:
Пусть ученики сами напишут или нарисуют в лампочках свои любимые занятия или то, чем бы они очень хотели заниматься. Потом пусть раскрасят те лампочки, которые считают интересным. В конце можете обсудите это и, может, найдете общие увлечения и узнаете что-то новое.
3. Угадай эмоцию
Каждый ученик берет карточку, на которой нарисована эмоция и не показывает ее другим. Задача ученика с помощью мимики и пантомимы изобразить эту эмоцию. Остальные ребята должны ее угадать.
4. Что ты чувствуешь?
Учитель рассказывает небольшую историю. Ученики должны выбрать карточки с той эмоцией, которую они сам испытывают в связи с этой ситуацией или историей. Дальше ученики объясняют, почему они испытывают такие чувства.
5. «Банк эмоций»
В конце урока каждый ученик пишет на листочке не менее двух названий эмоций, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Затем все эти эмоции вписываются в большой лист бумаги. Можно также попросить учеников отмечать эмоции, которые они испытывали во время уроков и зарисовать общую эмоцию. Таким образом, дети поближе познакомятся с разными эмоциями, осознают, как они проявляются в их жизни.
Как видите, работая с детьми, вы должны следить за развитием эмоционального интеллекта и делать все возможное, чтобы дети могли распознавать и контролировать свои эмоции.