Очень важно знать, что думают учащиеся об уроках. Поэтому лучше не теряться в догадках, а поинтересоваться их мнением по поводу обучения и его результатов. Время от времени поощряю студентов давать обратную связь и выделяю на это время. Иначе момент получения фидбека так и не настанет.
Критика может быть болезненной. Но лучше услышать негативный отзыв по проведенному занятию, чем недовольный ученик перейдет в другому педагогу, не дав шанса исправить ситуацию.
В чем же польза негативного фидбека для преподавателя?
- Возможность развиваться профессионально
Учитель оттачивает мастерство лучше всего, когда он применяет изученные техники на практике. А затем методом наблюдения и получения отзывов корректирует занятия. Реальные уроки отличаются от идеальных из пособий, видеопримеров, курсов повышения квалификации. Поэтому разные методики необходимо опробовать и улучшить, получив обратную связь. В итоге от “разбора полетов” выигрывают обе стороны учебного процесса. Также критика побуждает тщательнее готовится к уроку, изучать различные источники и искать решение проблемы.
- Способ показать прогресс и успокоить студента
Отрицательная обратная связь не всегда означает, что урок неэффективный. Приведу пример из практики:
Студент: Я на сегодняшнем уроке не увидел прогресса. Тему мы как-то не проработали. Я хочу, чтобы было более глубокое понимание темы.
Преподаватель: У нас только первый урок по теме “Modals of ability”, в следующий раз у нас обязательно будет много практики. Мы сегодня выполнили несколько упражнений, и в конце вы составили монолог с новой структурой. Почему считаете, что не проработали?
С: В монологе я сделал кучу ошибок.
П (глядя на заметки с исправлениями ошибок): Да, эти ошибки связаны с прошедшим временем. Вместо прошедшего в нескольких случаях вы употребляли настоящее,а вот в новой теме не сделали ни одной ошибки. Отлично!
С: Да? А мне показалось, что ничего не усвоил. Ну, тогда ок. Повторим прошедшее время.
В итоге оказалось, что неуверенному учащемуся нужно позитивное подкрепление и похвала за правильное употребление новой структуры.
- Шанс улучшить взаимоотношения со студентом
Критиковать другого человека в лицо — очень сложно. Многие предпочитают промолчать и исчезнуть или сообщить администратору, если обучаются в школе. Но если студент говорит открыто, это означает, что он хочет улучшить обучение именно с этим преподавателем.
Ученик оценит старания исправить ситуацию, потому что индивидуальный подход всегда подкупает. По опыту скажу, что “вечно недовольные” студенты становятся самыми лояльными впоследствии. При условии, что прислушиваетесь к их мнению.
- Возможность прокачать умение общаться со “сложными” учащимися
Обратная связь помогает отшлифовать не только знания по методике, но и коммуникативные навыки. Важно найти правильные слова, чтобы убедить, успокоить, объяснить тонкости определенной техники обучения или построения занятия. Это приходит с опытом. Чем больше таких ситуаций, тем увереннее себя чувствует педагог.