19.10.2020
2161
0

Стереотипы и их влияние на успеваемость в школе

“Как бы то ни было, мы все живем во власти стереотипов. И тем интереснее, когда жизнь дает нам возможность их разрушить…” 

Стефани Майер Солнце Полуночи

Мы живем в современном мире, где стереотипы играют неотъемлемую роль в жизни каждого. По мнению многих исследователей, стереотипы имеют скорее негативное влияние – они представляют нам реальность проще, чем она есть на самом деле. Стереотипы мешают индивидуальному развитию человека, не позволяя ему мыслить креативно и творчески, загоняя в рамки. 

Существуют несколько видов стереотипов: 

  1. Информационные. Возникают из-за отсутствия информации, нежелании узнавать эту информацию.
  2. Стереотипы авторитетности — общественные стереотипы, основанные на предположении, что некоторые люди знают в определенной области больше, чем остальные. Младшие школьники считают авторитетом учителя или одноклассника отличника. В подростковом возрасте приоритеты меняются, авторитетом становится знаменитые люди, блогеры и влогеры, одноклассники или старшеклассники. Поэтому авторитетность учителя работает в среднем звене меньше. 
  3. Этнические и религиозные стереотипы, которые существуют в нашем обществе в виде предубеждений и предрассудков.

Стереотипы, навешивание «ярлыков» возникает из-за нежелания узнавать индивидуальные особенности, поэтому объекту «стереотипизации» приписываются свойства, которые могут отсутствовать у него. Этот процесс навешивания «ярлыков» по отношению к учащимся влияет на их успеваемость. Рассмотрим несколько из них.

Все, чему учат в школе, пригодится «для общего развития» 

Сейчас часто можно услышать от учителя, что его предмет нужен «для общего развития». Но не всегда учащиеся понимают это выражение. Да и то огромное количество информации, которую получает современный ученик, не в полном объеме пригодится в жизни. Иногда учащиеся могут написать сочинение по произведению «Война и мир», а вот простое заявление в ЖКХ составить не умеют. Так же дело обстоит и с языком. Студенты могут знать отлично грамматику, но совсем не разговаривать и не связать два слова в аэропорту. 

Учитель  должен объяснить, почему стоит учить именно его предмет, чтобы у детей сформировалось четкое понимание его назначения в их будущей жизни. Это необходимо для мотивации современным учащимся. 

Также обучать предмету надо не просто в теоретической форме, но с практическим применением для дальнейшей жизни. Ученик может хорошо знать теорию, отлично отвечать правила, но как только доходит дело до самостоятельной или контрольной работы, все знания теории улетучиваются, и оценка выходит ниже,чем за рассказанное у доски правило.

Детей необходимо делить по классам

В школе учеников делят на классы — это пережиток прошлого, ведь в старших классах уже складываются разные интересы и потребности в предметах на будущее.  Гораздо больше для старшей школы подойдет специализация — например, в московских старших классах есть класс «журналистики», «педагогики», «архитектуры», где ведётся преподавание тех предметов, которые необходимы для данной специальности. Такая концепция отличается от привычных уже профильных классов (математических и биологических, например). Индивидуальная программа по будущей специализации может помочь целенаправленно подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение. 

В начальном звене и старшей школе до сих пор бытует стереотип о деление на классы по буквам — класс “А” имеет в своем процентном соотношении лучше успеваемость по сравнению с “Б” или “В”, а класс “Г” — вообще может быть классом коррекции. Но на самом деле на данный момент многие школы переполнены или объединены в конгломераты (несколько школ вместе), значит и буквенных обозначений будет больше – может доходить до буквы “Н”.  Также профильный класс «Лингвистический» может быть обозначен буквой «Л». 

Учитель всегда прав. Он не может быть неправ

Учитель имеет свое мнение, которое является неоспоримым. Если ученик может аргументировать отличное от учительского мнение, то оно все равно может не восприниматься как верное, и не принимается во внимание. Если же ученик выражает постоянно свое мнение аргументированно, то это может повлиять на отношение учителя к данному ученику, в дальнейшем на его успеваемость. Данный ученик может считаться со стороны учителя “выскочкой”. 

Оценки как отражение реальных знаний учащихся

Во школах принята пятибалльная система оценивания знаний учащихся, а также здесь есть свои особенности: «1» учитель не ставит, «2» – оценка крайне нежелательная. Поэтому учитель ставит двоечнику оценку “3”, даже если его ответ на “2+”; но за тот же ответ отличнику учитель может поставить «4–», ведь это же отвечал отличник, существует предвзятость оценивания, которая учитывает, кто отвечает. 

Не все ученики и даже учителя понимают, что оценивание учеников не должно происходить в сравнении друг с другом, ведь у каждого разные изначальные способности. Ученика важно оценивать в сравнении с собственным прогрессом. 

Учитель говорит — все молчат и слушают

Часто бывает так, что на уроках в школах учитель объяснением материала занимает 70-80% всего занятия, оставляя учащимся всего лишь 20-30%. Отсутствие диалога между школьниками и учителем ведет к отсутствию интереса к тому, что говорит учитель. Мнение учеников учитывается достаточно мало, страдает мотивация и успеваемость, а значит, материал не усваивается, теряется интерес к выполнению каких-либо заданий по данному предмету. 

Гендерные стереотипы 

Разные требования в процессе обучения возлагаются на девочек и мальчиков. Всегда было общепризнано, что девочки учатся лучше, чем мальчики. Девочкам приписывают прилежность, а к мальчикам предъявлено меньше требований в сфере ответственности по отношению к учению. Также от девочек ждут больших успехов в гуманитарных предметах, перекрывая им путь в дальнейшем в технические специальности. От мальчиков же требуют высокой успеваемости в точных науках.

Школьные стереотипы существовали и будут существовать во все времена, только у каждого учителя всегда есть выбор: следовать им в своей педагогической деятельности или рушить пережитки и строить «новую школу». От как мы будем свою работу выполнять, зависит наша удовлетворенность процессом и ее результат. 

Какие еще стереотипы влияют на успеваемость школьников? Делитесь в комментариях ниже!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×