Типичные ошибки участников разговорных клубов

Типичные ошибки участников разговорных клубов

Я работаю ведущей разговорных клубов уже более трех лет и без преувеличения могу сказать, что для меня это работа мечты. Я люблю общение, английский язык, преподавание — словом, практически все составляющие меня радуют, кроме… ошибок моих учеников. Впрочем, обычно я знаю, как справиться и с ними. И сегодняшнюю статью я посвящу разбору: какие ошибки я встречаю чаще всего и считаю типичными, какие решения я предлагаю своим ученикам. 

Технические моменты

Когда речь идет об онлайн-уроках, разумеется, мы не можем не принять во внимание технические сложности, с которыми сталкиваются студенты. Что, на мой взгляд, снижает качество урока:

ученики занимаются без камеры

Все мы понимаем, что ситуации бывают разные, и порой действительно необходимо выключить камеру, чтобы преподаватель и одногруппники не наблюдали бегающих на заднем фоне детей или бушующий ремонт. Однако у меня есть ученики, которые учатся уже давно, а их лиц я не видела ни разу. Каждый раз, когда речь заходит о включении камеры, они находят отговорки — плохо выгляжу, не работает камера, на заднем фоне сидит муж без футболки и т.д. Они искренне не понимают, для чего выходить из зоны комфорта и показывать лицо, но мы ведь понимаем — в разговорных клубах важны не только слова, но и эмоциональные реакции: важно видеть, как реагирует на твои слова собеседник. Для учеников начальных уровней жесты и мимика имеют едва ли не ключевое значение в коммуникации, поэтому я бы рекомендовала мягко, но настаивать — камера на уроке должна быть включена!

ученики занимаются без гарнитуры

Дрель соседа, плачущий малыш, споры домочадцев — к сожалению, я регулярно слышу все это во время разговорного клуба, хотя предпочла бы слышать только учеников и себя. Причина в том, что ученики не используют наушники и просто включают компьютер, шумы вокруг не глушатся. Мне ничего не остается, как «мьютить» шумного участника после каждой его реплики, когда говорят другие участники клуба. А это, если разобраться, нарушает естественное течение беседы, что для клуба — нежелательно.

ученики не выключают микрофон, когда не говорят

Большинство учеников все же следуют советам преподавателей и техподдержки и покупают гарнитуры. Однако и здесь возникают трудности. Например, ученик говорит свою реплику, отвечая на вопрос, а затем, когда вступают другие, вдруг начинает обсуждать бытовые вопросы с домочадцами или отвечать на личные телефонные звонки. При этом ученик не думает о том, что его слышат все. Такая сцена отлично бы вписалась в комедийный сериал о разговорном клубе английского, но когда постоянно сталкиваешься с таким на своих занятиях — не до смеха.

ученики не могут найти чат, не видят демонстрируемый экран, в общем, совершенно не ориентируются в Zoom

Конечно, полностью предотвратить возникновение технических ошибок не удастся, однако можно провести так называемую «профилактику»:

всем участникам скинуть инструкцию, которая поможет разобраться в технических сложностях. Ее можно оформить в виде текста, видео или инфографики. В идеале ученик должен ознакомиться с ней перед посещением первого урока.

обязательно обозначайте правила клуба всякий раз перед его началом. Наиболее эффективный способ — не просто проговорить их, а визуализировать, например, на слайде, который ученики смогут прочитать сами или который вы зачитаете вслух до начала клуба.

Ошибки, связанные непосредственно с общением

Здесь я хотела бы поговорить не о проблемах с грамматикой и лексикой — о них в нашем блоге написано немало — а сфокусироваться на сложностях в коммуникации, с которыми я регулярно сталкиваюсь в рамках клуба. Ведь навыки общения у всех развиты в разной степени! 

одни не дают сказать другим

Некоторые студенты думают, что если уж они пришли на разговорный клуб, то все его время можно посвятить их монологу, а остальные прекрасно справятся с ролью слушателей. Такие «лидеры» постоянно тянут одеяло на себя и просто не могут остановить поток своего красноречия. Важно донести до этих студентов, что разговорный клуб предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками, а затем, дать задание (возможно, в игровой форме), которое поможет закрепить навык взаимодействия. Даже если ученики взрослые, на игровые задания большинство реагирует хорошо. 

отмалчиваются по максимуму

Есть, напротив, участники, для которых за счастье, что в группе есть «болтуны» — ведь они в этом случае могут молча отсидеться целый час, но поставить при этом «галочку» о занятиях языком в свой ежедневник. Иногда для того, чтобы «встрепенуть» подобных молчунов, достаточно просто дать им обратную связь: показать, что вы замечаете их позицию и опасаетесь, что разговорный клуб может не быть для их эффективным при таком пассивном подходе.

В обоих случаях, перечисленных выше, ведущему пригодятся развитые навыки модератора. Следите за таймингом и обращайте внимание на то, чтобы высказались все. Не нужно стесняться перебивать ученика, обобщать его мысль и передавать слово другому студенту. Ваша забота — дать высказаться всем, ведь все заплатили за урок одинаково. Отличный прием, который заставит «молчунов» заговорить — деление на группы. Вы делите учеников по парам или на мини-группы и даете задание на отработку. В идеале разделить студентов так, чтобы они подходили друг другу — интроверты с интровертами, экстраверты с экстравертами. Иначе есть риск, что один будет отвечать «yes»/«no», а второй — строить огромные монологи. Если вы заметили, что ученики говорили неравное количество времени, по завершении беседы вы можете попросить более молчаливого ученика обобщить все, что обсуждалось в паре.

не готовятся к уроку

Порой ученики даже не знают, какую тему пришли обсуждать. Также, к сожалению, некоторые игнорируют vocabulary list, который подготовил для них учитель. Случается, что студенты высоких уровней приходят на специфичные темы (например, искусственный интеллект, экотуризм, знаменитые личности предыдущих столетий), в которых совершенно не разбираются и даже не пытаются это сделать.

Что я рекомендую делать? Для начала не надеяться на то, что все участники хорошо подготовятся. Начните занятие с разбора лексики, прочитайте слова и кратко объясните их смысл. Уточните, есть ли у студентов вопросы. Если ваш клуб проходит онлайн, отправьте им ссылку на слова, чтобы они открыли список и смогли обратиться к нему во время дискуссии. Если тема специфичная, подготовьтесь самостоятельно — почитайте статьи, посмотрите видео по теме. Только компетентный учитель может спасти разговорный клуб, который обречен на провал из-за неподготовленности студентов. Ищите «зацепки», которые смогут оживить дискуссию.

Надеюсь, что мой опыт поможет вам провести идеальный разговорный клуб! Поделитесь в комментариях, какие ошибки вы считаете типичными для этого формата занятий? Как вы справляетесь с ними?

Типичные ошибки участников разговорных клубов
Типичные ошибки участников разговорных клубов

Диляра Кашапова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    830 1

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×