Профессиональная идентичность тех, кто уже преподает английский язык или только планирует стать учителем — всегда один из самых актуальных вопросов для обсуждения в ELT-сообществе. Стремительный рост преподавательского комьюнити, увеличение процента учителей, ведущих блоги в соцсетях и широкий выбор предлагаемых способов получить педагогическое образование превращают мир преподавания в паззл, не поддающийся пониманию не только опытного учителя, но и новичка, осваивающего профессию. Чтобы облегчить процесс вовлечения в сообщество, подробно обсудим образовательные траектории и расскажем, что включает в себя каждая из них.

Поступление в профильный вуз

Это классический и базовый «вход» в профессию. Обучение по программе бакалавриата длится 4 года, сами программы квалификационно варьируются. Например, в одном из самых известных педвузов России, МГПУ, на подготовку преподавательских кадров нацелены программы «Английский язык» и «Преподавание филологических дисциплин (английский язык и русский как иностранный)». Программы «Перевод и переводоведение», «Теория и практика межкультурной коммуникации» номинально не относятся к педагогическому образованию, однако часто часто выпускники факультетов именно этой специализации идут в преподавание и успешны в нем.

При выборе учебного заведения ориентируйтесь на информацию о приеме прошлых лет (количество бюджетных и контрактных мест, проходной балл, конкурс). Вся информация актуализируется в течение учебного года и до начала новой приемной кампании. Заранее оцените свои силы и сделайте выборку из вузов и направлений обучения, которые являются приоритетными. При поиске вуза обращайте внимание на описание направления и его классификатор ФГОС: 44.03.01 «Педагогическое образование», 45.03.02 «Лингвистика», 45.03.01 Филология. И, самое главное, грамотно распределите время на подготовку к профильным экзаменам. Для подготовки к ЕГЭ по английскому на высокий балл потребуется минимум год-полтора, поэтому заранее приходите в Skysmart готовиться и повышать перспективы поступления на желаемую специальность.

Получение второго высшего профильного образования

Этот способ подходит тем, кто готов на «миграцию» из другой профессиональной области в преподавание и нуждается в переподготовке с учетом федеральных государственных стандартов. Некоторые организации и учебные заведения указывают на необходимость наличия диплома с педагогическим/филологическим/лингвистическим профилем при приеме на работу, и если ваша dream job не исключение, начните с поиска вузов, которые такую возможность предоставляют. Второе высшее предполагает только договорную форму обучения и часто производится на очно-заочной или только заочной форме. Многие предпочитают пойти в магистратуру, чтобы пройти обучение на бюджетной основе.

Поступление в магистратуру

Магистратура становится закономерным выбором тех, кто приходит в преподавание, чтобы:

а) углубить и систематизировать приобретенные ранее знания, при этом уже имея преподавательский опыт;

б) продолжить обучение, начатое на программе бакалавриата по смежному направлению;

в) сменить специализацию при смене профессиональных интересов, когда непрофильное первое высшее образование не дает возможности освоиться и чувствовать себя достаточно уверенно в преподавательской деятельности.

«Правила игры» для поступающих на программы магистратуры следующие: вместо результатов ЕГЭ и среднего балла аттестата приемная комиссия будет оценивать средний балл диплома бакалавра, наличие публикаций в рецензируемых журналах и сертификата, подтверждающего уровень владения иностранным языком (для тех, кто не является его обладателем, проводится дополнительный языковой экзамен). Некоторые вузы, например, Высшая школа экономики, дополнительно проводят конкурс портфолио, в состав которого входят мотивационное и рекомендательные письма, сертификаты онлайн-курсов, копии научных публикаций и т.п.

Дополнительное профессиональное образование и программы переквалификации

Основное отличие программ ДПО и переквалификации от второго высшего или магистратуры — в продолжительности обучения и содержания (вся программа за счет ограниченного количества учебных часов представлена в более сжатой форме). Целевая аудитория таких программ — люди с непрофильным средне-специальным или высшим образованием (требования варьируются), которые в силу напряженного рабочего графика или иных причин не могут освоить профильную программу высшего образования и/или 1-2 годичную фултайм-магистратуру, но хотят получить базовую методологическую подготовку, чтобы работать по профессии. Необходимый уровень языка для поступления на программы переквалификации/ДПО — Intermediate и выше.

Международная сертификация

Путь к преподавательской практике лежит не только через получение второго высшего образования, поступления в магистратуру или переквалификацию. Как правило, преподаватели со смежным первым высшим образованием, где английский язык активно используется для профессиональной коммуникации, предпочитают получить языковые и/или методические сертификаты. Они могут подтвердить уровень владения языком и методические компетенции преподавателя. Однако, в отличие от языковых, методические сертификаты предъявляют определенные требования к желающим, и относятся они не только к уровню владения языком. Это совокупный опыт преподавания, возраст, обязательное прохождение собеседования с тренерами курса и другие.

Подробнее о том, какой сертификат подойдет именно вам, можно узнать в статье Международные сертификаты английского

Обучение за рубежом

It goes without saying: образование, полученное за рубежом, престижно и привлекает потенциальных учеников и работодателей, но дело не только в большем уровне доверия к качеству образования педагога: интересен сам его опыт жизни за рубежом, его навык использования современного языка со всеми жаргонизмами, аббревиатурами и другими «приметами времени». Такое образование, несмотря на все его очевидные плюсы, трудоемко и финансово затратно. Но обойдемся без демотивации: если вы твердо решили, что хотите учиться за границей, правильно распределите силы и время для подготовки и подачи документов:  это примерно год или полтора, в зависимости от текущего уровня владения языком. Сроки приемных кампаний в зарубежных университетах отличаются от российских и иногда зависят от гражданства поступающего. Другая причина определиться с выбором заранее — возможность найти стипендию. Именно получение стипендии позволило автору этой статьи осуществить свою мечту о получении образования в Европе 🙂

Где искать, сравнивать рейтинги и выбирать подходящие программы

Процесс поиска той образовательной программы, которая подойдет вам для того, чтобы начать карьеру преподавателя, не обязательно должен включать бесконечный серфинг по веб-страницам разных вузов. Во-первых, это отнимает время, а во-вторых не дает полного представления обо всех доступных направлениях и отзывах о них. Ниже мы составили подборку из сайтов, которые облегчат выбор.

В России:

Postupi.online 

Вузотека

Edunews

Edunetwork

За рубежом:

Studyportals 

Educations.com 

Gooverseas.com

ISEP

Topuniversities.com

Помните, что независимо от того, как начинается и складывается ваша преподавательская карьера, вы всегда можете рассчитывать на профессиональную поддержку коллег-педагогов и нашего сообщества Skyteach. Мы уверены, что у вас все получится! Напишите, пожалуйста, каков ваш путь в преподавание? Работаете ли вы по специальности уже или только планируете обучение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×