Самая большая причина для беспокойства у начинающих преподавателей — страх столкнуться с профессиональным непониманием и осуждением из-за ошибок, которые на самом деле совершает большинство новичков. Ниже расскажу о тех, с которыми столкнулась лично в начале работы с детьми, и как можно их избежать.

Ошибка № 1. Не делать анализ потребностей

Начинающие преподаватели стараются отвечать на каждый запрос ученика и/или его родителя положительно. Нужно подтянуть знания ребенка, чтобы лучше справлялся с школьной программой? Без проблем. Подготовить ученика уровня Elementary к ЕГЭ? Конечно, почему нет. Кроме того, мои первые ученики часто оказывались не готовы ясно сформулировать, что ждут от наших занятий и формулировали свои намерения абстрактно: «хочу наконец начать говорить», «было бы неплохо читать/смотреть фильмы в оригинале», «планирую сдать экзамен, но точно не знаю».

Проблема: В силу отсутствия опыта мне казалось неуместным просить детей и/или их родителей конкретизировать цели или просить сделать их более достижимыми, не говоря уже о том, чтобы отказаться сотрудничать. Я придерживалась такой логики: преподаватель вполне способен показать ученику, какие цели тот может поставить с опорой на имеющийся уровень знаний. Правда в том, что видение учителя и ученика здесь может кардинально отличаться, и решить за ученика, что ему нужно, вы не можете.

На что надо обратить внимание: начиная работать, мы ложно воспринимаем первое озвученное желание ученика (а часто и родителя) как его главную потребность и этим создаем себе профессиональные риски. Анализ потребностей как способ их избежать означает создание интересной программы, соответствующей уровню ученика. Одновременно это и документ, фиксирующий взаимные обязательства «сторон», где ученик озвучивает, что готов взять, а мы как преподаватели — что готовы ему дать.

Как преподаватель вы должны понимать, чему можете научить ученика и как будете следить за прогрессом. Если понимаете, что по какой-то причине не готовы работать с конкретным кейсом. Бывает, что родители озвучивают завышенные ожидания или их запрос не совпадает с вашими текущими компетенциями — не стесняйтесь отказывать.

Почитайте по теме: Анализ потребностей учеников в начале учебного года

Ошибка № 2. Слишком лояльно относиться к регулярным пропускам и отменам уроков

«Добрый день! А меня сегодня не будет на занятии, я приболела», «Извините, а можно перенести урок на час/день/неделю?», «Здравствуйте, отмените пожалуйста сегодняшнее занятие. Меня в школе задержали». Признавайтесь, получали такие сообщения от учеников за 5 минут до начала урока?

Опытные преподаватели скорее всего уже научились давать отпор шквалу этих внезапных уведомлений: у них есть лояльные ученики, которые соблюдают правила «игры». Например, отмена урока в день занятия всегда оплачивается, есть ограниченное количество переносов занятий в месяц и другие penalties на усмотрение преподавателя. Я сторонник такой практики и вот почему: дисциплина напрямую влияет на ваш доход и скорость прогресса ученика в языке.

Проблема: сотрудничая с учениками, которые нарушают договоренности, сложно прогнозировать свой доход. Но когда я только начала преподавать, вопрос лояльности и удовлетворенности учеников казался важнее их недисциплинированности. Может показаться, что давая возможность игнорировать организационные моменты, вы демонстрируете понимание и гибкость, а значит шансы, что ученик останется с вами надолго, выше. Поработав с теми, у кого всегда находилась причина не быть на нашем уроке, я поняла, что такой подход работает против меня самой. Некоторые часто отказывались вносить изменения и занимали время, которое можно было посвятить работе с более дисциплинированными учениками.

На что обратить внимание: разумеется, работать или не работать с такими нарушителями — личный выбор каждого, но не стоит забывать о ценности собственного времени. В начале сотрудничества четко озвучьте принципы вашей работы, а лучше обзаведитесь офертой, где будет четко прописана стоимость и длительность занятий, правила отмены и переноса уроков и другие важные нюансы. Если ученик начинает пропускать занятия или часто их переносить, постарайтесь как можно скорее выяснить причину у него и родителей, чтобы сотрудничество не доставляло взаимный дискомфорт.

No pain, no gain: топ моих ошибок при начале работы с детьми

Ошибка № 3. Отвечать на сообщения учеников в любое время дня и ночи

Реальную длительность рабочего дня преподавателя подсчитать сложно: даже при работе в языковом центре или школе, где график работы фиксирован, всегда появляются сопутствующие преподаванию дела, которые «выключены» из остальных часов работы. К ним относятся, например, проверка сообщений от учеников в мессенджерах и ответы на их вопросы. Как это обычно бывает, дети склонны злоупотреблять возможностью быть на связи со своим учителем 24/7.

Проблема: Начиная преподавать, хочется дать детям возможность всегда быть с вами на связи, особенно если их не так много. Именно так я и поступала из побуждений заботиться о прогрессе ученика, отвечать на вопросы, которые сложно предугадать и обсудить заранее на уроке. Постепенно, с ростом количества учащихся, это начало превращаться в отдельный вид нагрузки, и сообщений вне урока не становилось меньше. После того, как у пары человек вошло в привычку отправлять голосовые сообщения с вопросами после 22:00, я поняла — нужно срочно это менять.

На что обратить внимание: Здесь нам снова может помочь заключение договора-оферты в начале сотрудничества с учениками и их родителями. Если вы работаете по принципу устных договоренностей, во время вводного/первого урока расскажите, какое время готовы уделять общению вне занятий и какие вопросы можно задавать в мессенджере. Да, ответы на них чрезвычайно важны для ученика, однако большую часть из них можно обсудить на самом уроке. Более того, так ученик получит информацию быстрее без отрыва от контекста занятия.

Почитайте по теме: Учеба и работа: 5 правил эффективного совмещения

Ошибка № 4. Не обсуждать прогресс ученика с родителем

Здесь речь пойдет не о тех родителях, которые регулярно на связи с вами в WhatsApp и других мессенджерах и которые готовы в любое время спросить, как дела с прогрессом у ребенка, хорошо ли он себя ведет на уроках и т. д. Есть родители, которые предпочитают дистанцироваться от процесса обучения ребенка по разным причинам: плотный график работы, желание приучить его/ее к самостоятельности и ответственности за собственный прогресс в языке.

Но самой часто причиной является вера в то, что «учитель знает как лучше, и лучше не мешать». И хотя очень лестно быть тем, кому полностью доверяют, не исключайте родителя из вашей команды по покорению языкового Эвереста.

Проблема: Сейчас мне уже самой сложно поверить, что когда-то в начале своей работы я не уделяла достаточно времени работе с родителями учеников. Кажется, что тогда каждый из нас — и я, и родители учеников — решили, что общаться надо только когда есть серьезные проблемы в работе: невыполненные домашние работы, потеря интереса ученика к обучению, пропуски занятий. Все это можно было бы предотвратить, регулярно общаясь с родителями.

На что обратить внимание: родитель имеет большую возможность понаблюдать за ребенком в его повседневной жизни и учебе и способен более откровенно обсудить причины проблем с успеваемостью, узнать, что ребенку (не) нравится. Хорошо, а как быть с учениками, у которых все в порядке? Что рассказывать о них? У преподавателей есть ложное ощущение, что родителям способных учеников не надо знать, как дела с прогрессом, ведь все и так очевидно.

Но не стоит забывать, что не все ученики, даже дисциплинированные и способные, охотно делятся с родителями своими успехами. Стеснительность и/или нежелание ребенка впускать в эту часть жизни родителей по-прежнему случаются, поэтому я в таких случаях делаю achievement reports, которые отправляю в мессенджеры или демонстрирую на экране, если родителю удобнее формат видеозвонка.

Почитайте по теме: 5+ типов родителей, которых вы встретите, — и как с ними договориться

Ошибка № 5. Бояться фидбека коллег и экспертов

Наблюдение профессионалов за тем, как вы взаимодействуете с учениками — это самый полезный инструмент для развития. Но в реальности преподаватели-новички редко обращаются за помощью к опытным коллегам с целью получения обратной связи. «Я ведь только начал(а) преподавать, а значит, точно делаю что-то не так. Вот сейчас наберусь опыта и тогда…».

Скажу честно, что справиться с этим страхом может быть непросто: начинающие учителя тратят больше времени на подготовку к уроку, изучению УМК, но часто этого бывает недостаточно. Поначалу сложно считывать реакции детей на материал урока, их отношение к вам, понимать, какие техники classroom management сработают с конкретным учеником или группой.

Моя проблема заключалась не только в этом: после штудирования книг по методике хочется попробовать все и сразу — flipped classroom, expeditionary learning и другие подходы к работе в классе. Как итог — отсутствие понимания, что любой инструмент должен состыковываться с целями учеников, а не желанием учителя быть «продвинутее».

На что обратить внимание: если вы столкнулись с такой же проблемой, обратитесь за помощью экспертов, которые смогут посмотреть один из ваших уроков (обзервация может быть как оффлайн, так и онлайн-формата) и составить подробный методический комментарий. В Skyeng все преподаватели обязательно проходят уроки с методистами, и в любой момент могут обратиться к ним за советом.

Расскажите в комментариях, в каких ошибках вы узнали себя, и помните, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Мы уверены, что вы делаете все возможное, чтобы помочь ученикам полюбить язык и совершенствовать его!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×