Линейка Кембриджских экзаменов YLE рассчитана на детей в возрасте 7-12 лет. Эти экзамены невозможно не сдать: все кандидаты получают сертификат с тем или иным количеством щитков – в зависимости от количества правильных ответов. Pre A1 Starters, первый из трех экзаменов, не требует от ребёнка написания текстов или длинных рассуждений в устной части. Однако уже на экзамене A1 Movers кандидата попросят рассказать историю по картинкам.
А для успешной сдачи A2 Flyers нужно будет не только рассказать историю, но и написать небольшой текст в части Reading and Writing.
Как подготовить ребёнка к storytelling и story writing – читайте в сегодняшней статье.
Дополняйте учебник
Любой детский учебник полон историй. Они могут быть разной длины и тематики, серьезные и смешные, представлены в виде текста или аудио. Как дополнить эти истории, чтобы работа с ними не ограничивалась заданиями учебника,
- Если в истории есть диалоги, то перед чтением или прослушиванием уберите из нее текст. Попросите детей поработать в парах и попробовать угадать, о чем же пойдет речь. Текст можно убрать полностью, оставить только вопросы, или же ограничиться ключевыми словами. После этого можно обсудить истории, которые получились, и переходить к работе с заданиями учебника. Привыкнув к такой работе, дети используют картинки на экзамене по-максимуму.
- Еще один вариант работы с изображениями – не только убрать текст, но и перемешать вырезанные изображения. Сначала предложите детям разложить изображения в правильной последовательности, а потом – рассказать по ним небольшую историю. После этого можно сравнить получившиеся истории с той, что в учебнике, и наградить участников в номинациях “Самая близкая к тексту история”, “Самая оригинальная история”, “Самая смешная история”.
- Даже если у комикса или истории в учебнике есть финал, попросите детей дорисовать еще одну часть или написать, что произошло дальше. Еще один вариант для более высоких уровней – раздать варианты финала на небольших листочках: happy ending, sad ending, scary ending, funny ending. После того, как дети вытягивают один из вариантов, они пишут альтернативный финал истории. За лучшее окончание можно проголосовать.
Работайте с изображениями
Уметь описывать изображения нужно даже на экзамене уровня Starters, где в устной части экзаменатор может попросить ребенка: ‘Tell me about this cat / boy / man’ и ждать в ответ два-три предложения. Этот навык пригодится во всех дальнейших экзаменах, поэтому имеет смысл потренироваться.
- Описывайте изображения по мини-плану: I see – I think – I feel. Например,
I can see happy children.
I think it’s Sunday.
I like this park!
Конечно, при подготовке, например, к Flyers, предложения будут становиться длиннее, а идеи – сложнее.
I can see lots of happy children.
I think it’s a theme park because they are doing sports.
I’d like to swim or feed the ducks in this park.
- Устройте соревнование! Поставьте таймер на 5 минут и предложите детям придумать столько предложений про картинку, сколько они смогут. Можно добавить дополнительное условие: если предыдущий участник использовал конструкцию there is ‘ are, то следующему нужно употребить что-то другое. Если идей нет а 5-10 секунд на подумать вышли, участник выбывает из соревнования.
- Покажите детям только последнюю картинку из заданий Movers или Flyers. Предложите описать её в парах, а потом скажите, что это конец истории. дайте время на то, чтобы дети придумали, что произошло ранее. После этого можно показать картинки с началом и серединой истории и посмотреть, насколько детское творчество близко к исходной задумке.
Рассказывайте истории
Чтобы рассказывать и писать истории, ребёнок должен регулярно слышать их на занятиях. Чем больше элементов сторителлинга вы включите в урок, тем меньше стресса испытает на экзамене маленький кандидат.
- Выберите небольшую сказку или историю по теме юнита. Попросите детей сесть поудобнее и послушать. После того, как история прочитана в первый раз, можно задать несколько вопросов: понравилась ли? Кто главные герои? Счастливый ли финал? После этого прочтите историю еще раз, делая нарочитые ошибки: …there lived a little girl. Her name was Little Blue Riding Hood’. Дети будут рады исправить ошибки, сопроводив исправление возмущенным ‘Nooooo!!!’.
- Еще один вариант – попросить детей рассказывать историю вместе с вами. Делайте паузы, когда читаете текст во второй или в третий раз, и пусть студенты заканчивают предложения за вас: ‘One day Little Red Riding Hood went to visit…’.
- Если группа сильная и креативная, а история не очень известная, можно поработать с вопросом ‘What do you think will happen next?’ и попросить ребят предсказать развитие событий.
- Финал истории можно написать дома, нарисовав иллюстрации.
Воспользуйтесь Story Cubes
Используйте Story Cubes. С их помощью можно рассказывать истории о чем угодно, работать как один на один, так и в группе, а еще – отрабатывать любые грамматические конструкции и слова-связки. Story Cubes выпускаются в разных тематических наборах. Есть наборы про животных и героев, магию и путешествия, динозавров и космос.
Для онлайн-занятий можно установить платное приложение Rory’s Story Cubes или выбрать один из его бесплатных аналогов. Вот несколько идей для работы с набором кубиков:
- Ребёнок бросает весь набор кубиков сразу. Выпавшие изображения обсуждаются, английские слова записываются на доску. После этого можно выбрать главного героя и набросать небольшой план или перечислить основные действия, опираясь на изображения на кубиках: “He goes to the castle. He sees a flower. He finds a magic key”. Дальше ребенку дается время на то, чтобы собрать идеи в небольшую историю и записать или рассказать ее.
- В парах или группах, дети бросают весь набор кубиков сразу. Все выпавшие изображения называются на английском. На группу раздается несколько полосок бумаги, по числу кубиков. Каждая группа пишет свою историю: один кубик, одна полоска бумаги, одно предложение. После этого группы обмениваются набором предложений и собирают историю друг друга.
- В группе можно также рассказывать историю по очереди. Первый ученик бросает кубик и начинает историю. Следующий продолжает ее, бросая второй кубик. Можно назначить ответственного за слова-связки: этот студент будет добавлять в историю слова ‘first, then, next, after that’ и прочие. Еще один вариант тренировки слов-связок – это сделать их использование обязательным условием успешного хода. Напишите на доске небольшой список и скажите детям, что в их предложении должно быть одно из этих слов:
and
but
because
so
first
then
next
after that
finally
Идея списка приблизительна и может варьироваться в зависимости от уровня учеников.
Дети – благодарные слушатели. Они как правило любят истории, комиксы и сказки, поэтому подготовка к этой части экзамена должна пройти легко. Самое главное – напомнить ученикам и себе, что для историй в линейке YLE не так важно знание Past Simple, как умение максимально использовать изображения и связывать мысли несложными словами-связками.
А как вы готовите детей к написанию историй на экзаменах?