Подготовка к IELTS — процесс не быстрый. Если нужен средний результат, обычно это означает, что начинаем с невысокого уровня и предстоит достроить немало этажей. Если нужен балл 7.5+, значит есть много деталей и тонкостей, которые необходимо освоить. В обоих случаях предстоит методичная, систематическая и кропотливая работа над языком сразу по нескольким направлениям (Speaking, Writing, Listening, Reading) и над освоением формата экзаменационных заданий.
Со временем новизна задачи и sense of challenge притупляются, а необходимость продолжать путь не сбавляя темпа остается. Конечно, есть очень мотивированные студенты, которые требуют побольше заданий, посещают дополнительно бесплатные вебинары по подготовке и самостоятельно проходят все доступные sample tests.
Но многие начинают уставать и терять мотивацию на фоне других обязательств и жизненных задач. Может ли преподаватель помочь? В некоторых случаях — да.
Истинная мотивация сдавать IELTS
Мотивация бывает внутренней и внешней. В англоязычной методической литературе — intrinsic / internal и extrinsic / external.
Внешняя мотивация создается обстоятельствами. В случае с IELTS наличие определенного балла может быть требованием вуза или компании, где учится или работает ученик, или куда он стремится попасть.
Внутренняя мотивация всегда связана с объектом деятельности и с самим процессом, в котором человек находит для себя смысл и удовольствие. В подготовке к IELTS это означает, что ученику нравится заниматься английским вообще, а в частности, ему интересно и приятно развивать новые навыки и осваивать непривычные форматы заданий, доводя их до своего уровня совершенства.
Какую мотивацию проще поддерживать?
Есть соблазн подумать, что внутреннюю. Ее и поддерживать-то не надо, уже ученик-подарок. Думать так было бы ошибкой, конечно. Любой человек может в какой-то момент устать от однообразия и рутины, а она неизбежна при подготовке к испытаниям конкретного формата. Поддерживать внутреннюю мотивацию нужно, и это не так просто для преподавателя, как может показаться.
Для ученика с высоким уровнем мотивации подготовка к IELTS — это своего рода соревнование с самим собой. Увидеть прогресс в баллах, выполняя пробные тесты, он может и сам. А увидеть свои достижения на каждом занятии, осознать, что вложенные старания дают новый результат с каждым шагом — в этом только преподаватель может помочь.
Поэтому понадобится скрупулезно отслеживать новые достижения — уверенное употребление новых слов и структур, исправление своих ошибок, прогресс в произношении. Замечать, отмечать и хвалить.
Очень важно, чтобы это были актуальные достижения, вот именно сейчас свершившиеся. Если хвалить для галочки, ученик с высокой внутренней мотивацией непременно заметит это, и эффект получится обратный.
Хорошо, если получится сравнить успешный шаг с конкретным примером ошибок из прошлых занятий. Это довольно легко сделать с письменными работами, с устными сложнее.
Советуем почитать Несколько секретов подготовки к IELTS
Дневник наблюдений по подготовке к IELTS
Помогает вести дневник наблюдений за ошибками: я записываю основные ошибки на каждом уроке, чтобы потом дать дополнительные задания на этот материал, чтобы вовремя заметить resistant mistakes, и в том числе — чтобы иметь возможность увидеть прогресс и вовремя сообщить о нем.
Кроме того, будет хорошо, если вы найдете способ привлечь ученика к перспективному планированию занятий. Обсудите, в каком формате ему видится подготовка к Speaking и Writing, нужна ли ваша постоянная поддержка в подготовке к Reading и Listening или это могут быть эпизодические обсуждения тех сложностей, которые будут возникать в процессе самостоятельных тренировок.
Ощущение контроля над ситуацией является важной составляющей внутренней мотивации. Если человеку что-то по-настоящему нужно, он захочет понимать, как именно он к этому придет.
Ученикам с внутренней мотивацией
важна определенная доля автономии. В дополнение к основной вашей программе предлагайте им материалы по отдельным языковым аспектам для полностью самостоятельной работы, с ключами, по которым он себя проверит и сообщит вам только о тех проблемах, которые он сам таковыми считает.
Внешнюю мотивацию
поддерживать, на мой взгляд, довольно просто, так как нужно оперировать формальными критериями.
Например, в начале подготовки отметить все параметры Speaking, Writing task 1, Writing task 2, требуемые для получения желаемого балла и использовать эти списки, чтобы предварять задания объяснениями того, как именно они связаны с экзаменом.
Например, This exercise will help you develop a range of cohesive devices, which is a prerequisite for Band 7 in writing task 2.
Да, именно таким языком, это поддерживает ощущение серьезности задачи, а внешняя мотивация — она про серьезность и ответственность.
Личные темы
Студентам с любым видом мотивации будет интереснее обсуждать личностно значимые для них темы, поэтому стоит заранее узнать об их увлечениях и иногда предлагать темы для говорения и письма, связанные с тем, что находится в сфере их интересов.
Изучите вместе список актуальных тем для Speaking и Writing, отметьте, какие темы ученик воспринимает с энтузиазмом, явно интересны, а какие — с опаской, растерянностью, равнодушием или раздражением. Тогда вам будет понятно, что предлагать для удовольствия и поддержания мотивации, а что — как исключительно учебный материал, который нужно освоить. Для развития отдельных навыков аудирования и чтения стоит подбирать аутентичные материалы на интересные ученикам темы.
Чего совершенно точно не надо делать, так это пробовать превращать подготовку к экзамену в развлечение. Внутренней мотивации этого не появится, но может возникнуть диссонанс с самой задачей, ведь экзамен — это серьезно. Это не значит, что на занятиях нет места хорошему настроению, юмору и нескучным материалу. Но не надо стараться постоянно развлекать ученика, какая бы ни была мотивация, он пришел не за этим.
А вот личный интерес преподавателя к своему делу, английскому языку и к успехам учеников может быть хорошей поддержкой. Конечно, речь об искреннем интересе, не формальной маске показного энтузиазма. Настоящая внутренняя мотивация бывает заразительна.
Есть и вариант, когда преподаватель может быть бессилен. Например, если экзамен совсем не нужен ученику, а только его родителям, но они не нашли возможности создать мотивацию у своего взрослого ребенка и предоставляют это преподавателю.
Или если взрослый ученик ставит нереальную цель (например, за полгода подготовиться на 8 с уровня А2), не готов на разумные компромиссы и, конечно, постоянно недоволен результатом в каждый момент времени, теряя мотивацию, которая могла бы привести к среднему результату за полгода или к высокому — после более длительной подготовки.
Если есть возможность выбора, с такими учениками лучше не работать. Или проявлять чудеса убедительности для поиска компромиссов.
Если вы хотите узнать больше о мотивации при изучении иностранного языка, почитайте Motivation lessons from good language learners / ed. by Carol Griffiths. Cambridge University Press, 2008. Особенно рекомендую главу Motivation and good language learners by Ema Eshioda (p. 19-34).
Hi, your site is gorgeous, I love it! Thanks a lot for your great work.
Is the list of phrasal verbs for IELTS available at your site?
With love,
Svetlana
Hello Svetlana, thank you for your positive feedback.
We have just started publishing IELTS vocabulary on different topics. We will continue doing that on a continuous basis. Here you can find Quizlet cards on the topic health
https://skyteach.ru/2020/09/18/ielts-vocabulary-health/