Представьте: вы в классе, внезапно отключили электричество. Будете ли вы переживать? Конечно, нет, потому что в условиях оффлайн-обучения найти выход будет достаточно просто. Однако если вы с учеником находитесь по разные стороны экрана и возникают проблемы с интернетом, выход из ситуации будет найти проблематично. Ситуация осложняется еще тем, что сам студент может начать нервничать и не сможет следовать вашим указаниям. Предлагаю вам различные задания, чтобы даже при слабом интернете вы смогли провести урок продуктивно.
Как подготовиться к проблемам заранее
Прежде чем предложить конкретные задания для уроков, необходимо понять, как настроить себя и студента на то, что могут возникнуть проблемные ситуации. Итак, список советов по подготовке к такому онлайн-уроку.
— Используйте Google-docs вместо обычных презентаций и документов, так как этот сервис помогает работать без интернета. Необходимо включить оффлайн-доступ к документу в настройках.

Если на уроке пропадает интернет, студент может продолжить работу в файле, при этом все изменения сохраняются при появлении интернета.
— Необходимо иметь связь со студентом в нескольких мессенджерах и по телефону. Все трудности воспринимаются намного легче, если у вас есть возможность связаться со студентом, используя мобильный интернет, Whatsapp, Viber, Telegram, Вконтакте. Крайним случаем является выполнение заданий в файле и сопровождение голосом по телефону.
— Попросите студента заранее закрыть все дополнительные вкладки, сервисы, чтобы скорость интернета не замедлялась.
— Хотя на онлайн-занятиях нам очень важно видеть студента, при проблемах с интернетом лучше камеры отключить, это снизит нагрузку на сеть и позволит избежать серьезных неполадок.
Какие задания предложить?
Задания на развитие writing
Пришлите ученику картинку по изучаемой теме в любом мессенджере. С данным материалом можно работать следующим образом:
— предложите ученику написать 10 ключевых слов, которые ассоциируются у ученика с этой фотографией;
— загадайте предмет или персонажа на картинке. Задача ученика отгадать, кого именно вы загадали. Затем происходит смена ролей;
— всегда храните на телефоне или компьютере картинки для составления историй. Пришлите ученику картинки в разбросанном порядке. Сначала студент расставляет их в правильной последовательности, можно сделать это пересылаемыми сообщениями, затем составляет историю.
Вы можете предложить ему следующий вопросный план:
Who can you see?
What are they doing/is he doing?
What did they do?
Why did they do it?
How did the story finish?
— ролевая игра «Interview» или «Arranging a meeting». Могут быть разные правила. Вот несколько вариантов:
«You are an actor. The journalist wants to ask your questions by email. Write your answers».
«You are writing to your friend because you want to invite him/her to a cafe».
Задания на развития speaking
— Если из-за слабого интернета вам нужно отключить камеру, но звук при этом работает, то попросите ответить на вопросы, но при этом с разной интонацией: как бы сказал кот, робот, мама и т. д. Ваша задача угадать с какой эмоцией и каким голосом говорит ваш студент, затем роли меняются.
— Если звук очень сильно тормозит, то необходимо будет работать с голосовыми сообщениями. Предложите ребенку реальную ситуацию, например:
«Send a voice message to your mother and tell her what you had for breakfast».
«Send a voice message to your friend and tell what you are going to do tonight».
— Игра «Radio podcast». Не все дети слушают радио и понимают, как это выглядит, но такое задание тоже можно попробовать. Задача ученика ответить на вопрос так, как будто он выступает перед слушателями. Примеры вопросов:
«What do you usually do on holiday?»
«What birthday present are you going to give your mother? Why?»
«If you go to a restaurant, what will you eat? Why?»
Задания на грамматику и лексику
— Попросите ученика сделать фотографию для разных ситуаций, например:
«Make a photo as if you are eating ice-cream», «Your mother is tidying up now», «You are playing basketball now». Ученик присылает вам свое фото, а вы присылаете свое. Теперь задача — описать, что происходит/произошло на фото, используя изученную грамматику.
— Дайте ученику время и попросите найти в комнате следующие вещи: «Все предметы на букву C», «Все предметы красного цвета», «Все, что можно купить в магазине». Задание зависит от той лексики, которую вы изучаете.
— Конструкцию there is/are можно отработать с помощью «Фотографий с секретом». Сделайте фотографию шкафа, коробки, холодильника. Студент должен перечислить, что там находится, по его мнению.
— Для отработки времен можно использовать следующую игру: возьмите три любых предмета, не связанных друг с другом и сфотографируйте их. Можно взять картинки из интернета. Задача ученика — связать эти изображения между собой, используя изучаемую конструкцию.
Стоит ли продолжать занятие?
Может возникнуть логичный вопрос: если возникли серьезные проблемы с интернетом, не будет ли более рациональным прекратить занятие и провести в следующий раз более длинный урок?
Плюсы такого подхода:
— вы экономите свои силы и нервы;
— не все студенты согласны платить деньги за урок, если возникали проблемы с интернетом. Так вы сэкономите их деньги.
Минусы:
— проблемы с интернетом могут возникнуть снова;
— у некоторых студентов интернет не отличается стабильностью на постоянной основе;
— эффективность урока будет под вопросом, если вы не достигли поставленной цели, например, студент так и не рассказал то, к чему вы его готовили весь урок.
В каждой конкретной ситуации вы можете решать по-разному, но можно рекомендовать все-таки провести урок до конца, выбрав из предложенного списка те задания, которые помогут продолжить урок в эффективном режиме. Главное, сохранять спокойствие и показать студенту, что проблемы с интернетом не могут стать препятствием к освоению материала.
Почитайте по теме: Как работать онлайн при нестабильном Интернете?