12.10.2023
1487
0

Критерии оценивания устных и письменных заданий по английскому языку: 6 шагов для разработки за 10 минут

Вспомните, когда вы учились в школе или университете. Часто ли вы сталкивались с ситуацией, когда вам непонятно, за что учитель английского языка поставил низкую отметку, почему почти одинаковые ответы преподаватель оценил по-разному?

Отметка — это не только оценка знаний, но еще и инструмент обратной связи. Она позволяет каждому студенту увидеть прогресс и точки роста, а преподавателю — совершенствовать процесс обучения, отслеживать выполнение поставленных целей и задач. Поэтому так важно, чтобы оценивание было объективным. Решить проблему поможет критериальный подход, при котором для оценивания задания преподаватель разрабатывает набор критериев.

Предлагаем простой и понятный алгоритм разработки критериев оценивания устных и письменных заданий для любого иностранного языка. Он позволит разработать объективную систему оценивания как инструмент обратной связи для ваших студентов.

Содержания

  1. Требования к критериям оценивания высказывания на уроке иностранного языка
  2. Алгоритм разработки критериев оценивания

Приглашаем преподавать английский, математику, физику, компьютерные курсы!

С опытом подготовки к ЕГЭ
доход до 100 000 ₽ в месяц

Начать преподавать
banner vse 6 Skyteach

1. Требования к критериям оценивания высказывания на уроке иностранного языка

Чтобы система работала эффективно, важно помнить, что:

  • прежде чем применять критерии, их необходимо представить учащимся и обсудить;
  • каждый критерий должен быть однозначен. 

Приведем примеры.

❌Плохая формулировка  критерия:

Высказывание характеризуется полнотой.

В данной формулировке не ясно, как преподаватель оценит полноту и что под этим подразумевается.
✅ Хорошая формулировка критерия:

В высказывании затронуты все (2,3 и т. д.) темы, дан ответ на каждый из вопросов.

Преподаватель может посчитать количество вопросов и сравнить с количеством высказанных ответов и определить итоговый балл по критерию.

Важно:

  • критерии нельзя менять после начала выполнения задания;
  • критерии должны быть доступны всем учащимся. Для выполнения этого требования рекомендуем разместить критерии на сайте преподавателя или на том сервисе, где вы размещаете задания и файлы. Если вы ведете занятия офлайн, разместите распечатанные критерии на доске.
  • формулировки критериев должны быть понятны. Важно учитывать особенности каждой возрастной группы.

Если вы работаете с младшими школьниками, то пункты критериев рекомендуем оформлять в виде чек-листа, а в инструкциях использовать одно-два слова, которые можно дополнительно проиллюстрировать картинками:

Write
Circle🔵
Tick

В критериях для подростков и взрослых уже можно использовать полные предложения, которые также рекомендуем дополнять символами, которые сделают чек-лист более понятным.

Лайфхак! Создайте ссылку на документ с критериями в виде QR-кода, который можно будет поместить на любую распечатку, на слайд презентации. Такой код легко создать на сайте.

Советуем заглянуть и в эти материалы:

Приведем пример критерия «Лексико-грамматическое оформление высказывания» для младших школьников, подростков и взрослых.

Младшая школа

Write and circle the words you have.

kriterii oczenivaniya po inostrannomu yazyku 1 Skyteach
Из личного архива автора

Важно на этапе объяснения домашнего задания рассказать ученикам, что нужно сначала написать свою идею, а затем отметить слова в чек-листе.

Подростки

Такое оформление критериев подойдет как для устных, так и для письменных ответов. Если вы даете такие критерии первый раз, то в начале следующего урока на этапе проверки домашнего задания, проговорите критерии вместе со студентами и соотнесите их с тем, что есть на видео или в написанных текстах.

kriterii oczenivaniya po inostrannomu yazyku 1 2 Skyteach
Из личного архива автора

Взрослые

Так можно оформить итоговое задание урока, когда и студенту, и преподавателю необходимо понять, насколько хорошо усвоен новый материал.

kriterii oczenivaniya po inostrannomu yazyku 3 Skyteach
Из личного архива автора

Так может выглядеть оформление критериев таблицей, например, для студентов университета или училища.

kriterii oczenivaniya po inostrannomu yazyku 4 Skyteach
Из личного архива автора

Преподавайте английский взрослым ученикам!

Вам предстоит пройти 4 шага отбора, первый из которых — рассказ о себе в формате записи голосовых сообщений.

Мы очень ждем вас в команде Skyeng!

Подробнее
frame 1597879792 Skyteach

2. Алгоритм разработки критериев оценивания 

Перед началом работы выберите формат представления критериев. Это может быть

  • чек-лист самооценки;
  • чек-лист взаимооценки;
  • таблица на русском языке:
  • таблица на английском языке.

Далее руководствуйтесь следующим алгоритмом:

Шаг 1

Определите и сформулируйте, на что направлен контроль. Это могут быть лексические и грамматические навыки, а также умения в видах речевой деятельности (говорение, письмо).

Важно! Так как навыки являются составной частью умений, при оценивании устного или письменного задания обязательно включайте лексические и грамматические навыки в список объектов контроля.

Возможна ситуация, когда вы включаете в объекты контроля только один навык, если задание направлено на работу с ключевой лексикой или грамматикой (так называемый target language). Такой вариант подходит для домашнего задания или итогового задания на уроке.

Чем подробнее вы пропишете, что вы хотите проверить, тем легче вам будет сделать критерии конкретными и однозначными.

Приведем пример объектов контроля в монологическом высказывании:

  • соответствие высказывания теме;
  • соответствие высказывания требуемому объему;
  • использование изученных лексических единиц и грамматических конструкций.

Шаг 2

 Распределите сформулированные объекты контроля по блокам критериев. Оптимальным количеством блоков будет 3–4. В нашем примере выделяем четыре блока критериев:

  1. Тема высказывания.
  2. Объем высказывания.
  3. Лексическое оформление высказывания.
  4. Грамматическое оформление высказывания.

Шаг 3

В каждом блоке системы определите число вариантов баллов. Это количество зависит только от преподавателя: насколько вы детально будете оценивать.

Например, в блоке «Тема» простым вариантом будет дать 1 балл за соответствие теме и 0 баллов за несоответствие. В более сложном варианте можно ввести такую ситуацию, как отступление от темы во время говорения, тогда баллы будут 2, 1, 0.

Здесь вы найдете личные истории преподавателей Skyeng и Skysmart! Они делятся с вами успехами, переживаниями, опытом  ❤️

Читать отзывы
lyudi ch.1 67 1 Skyteach

Шаг 4

Определите максимальное количество баллов за все задание и распределите их по каждому блоку. Например, за все задание вы даете 10 баллов. Вы можете распределить баллы поровну или в неравных частях.

Вариант 1: 2 блока критериев по 5 баллов
Вариант 2. 1 блок = 2 балла, 2 блок = 8 баллов.

Шаг 5

Опишите каждый вариант балла.

То, как будут выглядеть ваши критерии, зависит от выбранного формата на первом этапе. В таблице мы предлагаем вам возможные виды представления критериев.

Чек-лист самооценивания/взаимооцениванияСписок слов или выражений
Список грамматических конструкций
Список действий, которые студент умеет выполнять
Таблица критериевПодробное описание каждого критерия с указанием параметров по каждому баллу
Список или количество слов или выражений
Список или количество грамматических конструкций

Вы можете оформить чек-листы красиво на сайте. Введите в строке поиска шаблонов «Список». Чек-листы рекомендуем составлять на иностранном языке. Таблицы критериев могут быть представлены как на русском, так и на английском языке, что зависит от объема составленных критериев и уровня обученности ваших студентов.

Важно! Показателем качества критерия будет наличие союзов И/ИЛИ, а также однозначность трактовки каждого критерия.

Представьте разработанные критерии студентам до начала выполнения задания, дайте время ознакомиться с критериями и организуйте обсуждение критериев. Рекомендуем проводить такую работу на заключительном этапе урока, когда вы задаете домашнее задание.

Шаг 6

Представьте разработанные критерии студентам до начала выполнения задания, дайте время ознакомиться с критериями и организуйте обсуждение критериев. Рекомендуем проводить такую работу на заключительном этапе урока, когда вы задаете домашнее задание.

Важно! Предложите подросткам и взрослым ученикам внести изменения в критерии или подтвердить, что критерии их устраивают. Так вы подтвердите, что мнение ученика играет большую роль в процессе обучения. Кроме того, вдумчивый анализ критериев оценивания поможет вам развивать критическое мышление у ваших студентов.

Вам могут быть полезны и эти статьи:

Критерии позволят вам легко выводить итоговую отметку, а у ваших студентов будут формировать навыки самоконтроля и самооценивания. Если вы будете руководствоваться нашим алгоритмом, создание критериев займет примерно 10 минут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×