Что такое метод «рабочий лист»? Как он может быть полезен преподавателям и эффективен в образовательном процессе? Стоит ли тратить время на составление этого листа?
В этой статье мы:
- объясним суть метода «рабочий лист»;
- предложим пошаговое руководство по составлению идеального урока с использованием этого метода;
- приведем примеры использования метода «рабочий лист»;
- поделимся с вами преимуществами использования этого метода.
Что такое метод «рабочий лист»
Рабочий лист — это структурированный документ, который помогает преподавателям организовать урок и обеспечить последовательность и целостность обучения.
Часто ли вы сталкивались с учениками, которые не вовлечены в урок или просто отсиживаются и не вникают в суть? Метод «рабочий лист» помогает преподавателю фокусировать внимание учащегося на главном и привлекать его к участию в уроке.
Как составить идеальный урок с использованием метода «рабочий лист»
Шаг 1. Цели и задачи урока
Определите, чего именно вы хотите достичь на этом уроке. Может быть, вы хотите развить навыки чтения, говорения или письма. Сосредоточьтесь на определенном грамматическом или лексическом аспекте. Учитывайте уровень и потребности ваших учеников, чтобы цели урока были достижимыми.
Шаг 2. Выбор материалов и заданий
Используйте разнообразные материалы, чтобы сделать урок интересным и практическим. Это могут быть тексты, аудиозаписи, видео, картинки или онлайн-ресурсы. Убедитесь, что материалы соответствуют целям урока и уровню ваших учеников.
- Материалы: картинки, песни, видео по теме.
- Задания по теме: заполнение пропусков, составление предложений, грамматические упражнения.
Шаг 3. Оценка и обсуждение результатов
После выполнения заданий на рабочем листе оцените результаты учеников. Обсудите ошибки, сложности с выполнением упражнений, а также подчеркните прогресс.
Примеры рабочих листов
Пример 1. Метод «рабочий лист» для практики лексики
Цели урока: закрепить лексический материал по теме «My Personality»; — научиться использовать его в предложениях. | 1. Match the words with the pictures. Lazy, hard-working, confident, greedy, silly, smart, shy, generous. Lazy Изображение от pvproductions на Freepik Greedy Изображение от benzoix на Freepik |
Задачи урока: — расширить словарный запас по теме, использовать прилагательные для описания характера или внешности; — поупражняться в построении предложений, используя новые слова, синонимы, антонимы; | 2. Fill in the gaps. • I do not want to work. I am really __ (lazy). • He always works hard. He is __ (hard-working). • She knows what she does. She is __ (confident). • He thinks only about money. He is __ (greedy). 3. Match the opposites. Lazy, hard-working, confident, greedy, silly, smart, shy, generous. Lazy — hard-working; confident — shy и т. д. 4. Unscramble. Hys, zyla, lysil… 5. Match a word with its definition. Lazy — a person who is clever and knows a lot. Shy — a person who is nervous meeting new people. Smart — a person who does nothing. 6. Translate into English. • Мой друг очень умный, он всегда помогает мне с домашним заданием. • Это глупая шутка. • Я становлюсь застенчивым, когда говорю перед большой аудиторией. • Не будь таким жадным. |
— усовершенствовать навыки говорения. | Describe your friend’s/relative’s personality. Are you similar or different? What person will never be your friend? |
По тегу #worksheet вы найдете рабочие листы для уроков английского от авторов Skyteach. Например:
Пример 2. Метод «рабочий лист» для практики грамматики
Цель урока: установить разницу между грамматическими конструкциями would like + to + V и like + Ving. | Would or Like? Meaning • Use “would like” to say that you want to do something. I would like to cook pizza today. • Use “like” to say that you prefer or enjoy doing something. I like cooking desserts. |
Задачи урока: — отработать разницу в использовании конструкций;- вывести их в речь. | 1. Match the sentences with their meanings. Group #1 • He would like to read books every day. • He likes reading books every day. • He wants to read books every day. • He enjoys reading books every day. Group #2 • I would like to travel to Germany. • I like travelling to Germany. • I want to travel to Germany. • I prefer travelling to Germany. 2. Choose the correct verbs to complete the sentences. • Sam would like to sing / singing different songs. • Terry likes to play / playing computer games. • Would Sonya like to see / seeing her friends tomorrow? 3. Put the verbs into the correct form. • I like (do) sports. doing • Would Hannah like (ride) a bike today? to ride • Perry doesn’t like (chat) online in the evening. chatting 4. Describe what these people would like to do and like doing. Подбор картинок (любит рисовать, плавать, заниматься спортом). 5. Tell what you like doing and what you would like to try from the list of typical hobbies. • to travel • to do sports • to cook • to play computer games • to walk • to swim • to study • to play music • to chat online |
• Choose the summary.
• Choose the best title.
• Choose only correct statements.
• Choose “true” or “false”.
• Correct wrong words.
• Fill in the gaps.
Пример 3. Метод «рабочий лист» для практики смыслового чтения
Цель урока: попрактиковать смысловое чтение. Задачи урока: — поработать с содержанием текста;- развить языковую догадку. | 1. Read the text and choose the best title. Reading is a wonderful activity that brings many benefits. It is not only enjoyable but also helps improve our knowledge and understanding of the world. When we read, we are exposed to different perspectives and ideas expanding our horizons. Additionally, reading enhances our vocabulary and language skills. It allows us to explore new words and phrases, improving our communication abilities. Moreover, reading helps us relax and reduces stress. It can transport us to different worlds and immerse us in fascinating stories. Overall, reading is a rewarding habit that everyone should cultivate. • “The Magic of Reading” • “The Benefits of Reading” • “The Adventure of Reading” 2. Choose only correct statements. • Reading is an unenjoyable activity. • Reading helps improve our knowledge and understanding. • Reading limits our exposure to different perspectives and ideas. • Reading doesn’t enhance our vocabulary and language skills. • Reading increases stress levels. 3. Correct wrong words. Reading is a wonderful activity that brings many opportunities. It is not only enjoyable but also helps boost our knowledge and understanding of the world. When we read, we are exposed to different perspectives and ideas expanding our borders. Additionally, reading enhances our vocabulary and language exercises. It allows us to explore new words and phrases, improving our communication abilities. Moreover, reading helps us relax and increases stress. 4. Choose “true” or “false”. • When we read, we become more intelligent. + • Reading develops our imagination. + • Reading is a bad habit. − • Reading is a wonderful and useful activity. + |
Нелишним будет использование красочных иллюстраций, помогающих понять материал.
Для составления рабочего листа к аудио или подкастам подойдут подобные задания, что и для чтения. Их можно разнообразить упражнениями на лексику или грамматику.
Да, можно использовать метод «рабочий лист» для проверки знаний, повторения или закрепления пройденного материала, а также в качестве домашней работы. Все инструкции должны быть четко и понятно прописаны, чтобы ученик легко мог выполнить задания самостоятельно.
Можно составлять рабочие листы индивидуально под каждого ученика с учетом его запросов или сложностей. Метод подойдет также для групп, где уровни учеников различаются.
Для детей рабочие листы могут стать игровым элементом — когда они соединяют картинки, раскрашивают, дорисовывают, но при этом достигают образовательной цели.
Преимущества метода «рабочий лист»
К преимуществам использования рабочего листа в учебном процессе можно отнести следующее:
- повышение организованности урока;
- улучшение понимания учащимися материала;
- повышение самостоятельности студентов;
- возможность включать задания разного уровня сложности, формирование разных навыков;
- компактность информации (схема, таблица, рисунок, текст, диаграмма и т. д.);
- возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом, увидеть пробелы в изучении темы, внести коррективы в образовательный процесс.
При использовании метода «рабочий лист» учитель становится наблюдателем, а ученик — активным участником и исследователем.
Советуем прочитать и эти статьи:
Как сделать рабочий лист
Рабочий лист — это творчество учителя. Он сам определяет, какие задания включить и какой навык проработать. Рабочий лист может быть очень персонализированным. На создание рабочих листов уходит дополнительное время, но этот метод облегчает процесс урока, приводит к видимому прогрессу и ускоряет достижение цели ученика.
Метод «рабочий лист» абсолютно не новый. С помощью технологий мы можем сделать эти листы красивее, привлекательнее и удобнее. Но ввиду опыта у многих преподавателей такой рабочий лист есть в голове и они с ходу могут дать ряд упражнений для отработки каких-то навыков, конструкций, слов. Такой себе «метод на коленке», когда в процессе урока ученик захотел поговорить на другую тему или преподаватель увидел пробелы в определенной теме и они решили тут же попрактиковаться и устранить недочет. Главная идея — система, структура, мобильность.