Чему могут научить преподавателя стендап-комики

Чему могут научить преподавателя стендап-комики

Иногда советы, подсказки, даже жизненные и профессиональные уроки приходят к нам с неожиданной стороны. Расскажем, чему полезному можно научиться у лучших представителей стендап-комедии и какие инсайты извлечь из их выступлений.

Юмор помогает достучаться до людей

Можно долго, скучно или эпатажно, но не по существу говорить о важном – и никто не обратит внимание и не запомнит. А можно удачно пошутить – и шутка оставит послевкусие, спустя время вдохновит на решения, действия, свершения. Кроме того, ничто так не сближает людей, как совместный смех над хорошей шуткой.

Устанавливая контакт со студентом – на этапе первого знакомства или в начале каждого занятия, – не стремитесь любой ценой сохранить серьезное лицо. И да, удачные шутки и забавные афоризмы в тему занятий никто не запрещает коллекционировать. Даже самые известные стендап-комики выступают с юмористическими заготовками.

Любые особые таланты – это хорошо

Некоторые стендап-комики покоряют свою публику особыми талантами: например, Иван Абрамов – прекрасно играет на музыкальных инструментах и поет. Есть комики-пародисты и комики-битбоксеры.

Ваши таланты, особые умения и способности – это ваш конек-горбунок. На нем неудобно (да и не нужно) ездить каждый день, но особые задачи он может решать, и в особых случаях (например, с некоторыми темами) выручает.

Но…

Артистизм не так уж важен

Есть стендаперы, которые выступают «в образе»: это необычно, цепляет за живое и запоминается. Нурлан Сабуров, Александр Незлобин, Сергеич… Но умение артистично донести информацию в стендапе совсем не главное. Вспомните, что «обычных» комиков, во всех похожих на «нормальных» людей, – гораздо больше, чем комедиантов-«актеров». Мы с удовольствием смотрим выступления Виктора Комарова, Славы Комиссаренко, Стаса Старовойтова.

И в стендапе, и в преподавании полезно иметь «туза» в рукаве, разыгрывать собственные «фишки». Но еще важнее знать, как правильно подавать свой материал. У юмористов есть теза, антитеза, синтез, эффект неожиданности. У преподавателей – методология, владение которой помогает достичь предсказуемого положительного результата в обучении.

Негативный опыт – в дело

В интервью большинство стендаперов признаются, что слишком счастливый комик – плохой комик. Ему просто не о чем писать. Любые провалы, расставания, неудачные решения стендаперы перерабатывают в успешный юмористический монолог.

У студентов на занятиях не всегда и не всё получается. Не позволяйте им упиваться поражениями, а себе – расстраиваться из-за них. Ищите такой угол подачи, с которым ошибки можно будет использовать в дальнейшем обучении.

Они наблюдательнее остальных

То, что обычный человек в лучшем случае заметит (но забудет), комик запишет, обдумает и превратит в удачную шутку. Пригождается умение разделять эмоции других людей. Интуиция тоже не мешает: она подскажет, «зайдет» ли шутка. 

Преподавателю наблюдательность на занятиях просто необходима: она помогает «считать» язык тела и микровыражения студента; вспомнить «несущественные» детали, о которых он упоминал пару уроков назад – и которые теперь мешают обучению; уловить момент, когда лучше предложить перерыв и т.д. Кстати, если вы достаточно наблюдательны, то сейчас вспомнили, что у нас на сайте можно проверить свою эмпатию и интуицию ;).

Знание своей публики – половина успеха

Дмитрий Романов как-то признался в интервью, что его часто спрашивают: нравятся ли шутки про евреев представителям этой национальности. Ответ был: да, нравятся. Большинство евреев имеют прекрасное чувство юмора и не чужды самоиронии. Ну, а остальным национальностям просто нравятся шутки про евреев.

Стендап-комикам важно знать свою аудиторию: если промахнуться с возрастом, кругом интересов, ценностями, картиной мира и «хайповыми» темами, то на концерте будут смеяться только 3 человека: жена, лучший друг и какой-то чувак «подшофе» с заднего ряда.

Мы не раз писали, что преподавателю не стоит заводить близкую дружбу со студентами, но проявлять сдержанный интерес к их жизни все же полезно: это поможет вернуть мотивацию, если она исчезает; найти тему для разговора на английском, которую студент будет не против «помучить» и т.д.

Непредсказуемость – основа основ

Главное в хорошей шутке – неожиданная концовка. Именно она «делает человеку смешно».

Неожиданные повороты во время занятия (смена темы, задание, которое раньше не выполняли, забавная песенка или физкультминутка, удачно встроенный анекдот), может, и не играют главную, решающую роль, – но точно создают динамику и вызывают желание продолжать (и занятие, и обучение в целом). 

Чтобы получилось хорошо, нужно помнить о важном

Стендаперы признаются, что шутки бывают разные. Можно обсуждать «хайповые» темы, высмеивать моду и нравы, шутить ниже пояса и обыгрывать забавные житейские ситуации. Но по-настоящему публике нравится, когда тема острая, настоящая, в чем-то болезненная. А шутка – пусть и дико смешная – всё же пережитая, выстраданная, предельно честная. Девиз стендапа: хочешь вызвать смех – говори о важном.

На занятиях цель вовсе не смех. Цель – прийти к тому результату, на который в глубине души (и на самом деле!) надеется студент. Достижение этой цели делает вас