Чему могут научить преподавателя стендап-комики

Чему могут научить преподавателя стендап-комики

Иногда советы, подсказки, даже жизненные и профессиональные уроки приходят к нам с неожиданной стороны. Расскажем, чему полезному можно научиться у лучших представителей стендап-комедии и какие инсайты извлечь из их выступлений.

Юмор помогает достучаться до людей

Можно долго, скучно или эпатажно, но не по существу говорить о важном – и никто не обратит внимание и не запомнит. А можно удачно пошутить – и шутка оставит послевкусие, спустя время вдохновит на решения, действия, свершения. Кроме того, ничто так не сближает людей, как совместный смех над хорошей шуткой.

Устанавливая контакт со студентом – на этапе первого знакомства или в начале каждого занятия, – не стремитесь любой ценой сохранить серьезное лицо. И да, удачные шутки и забавные афоризмы в тему занятий никто не запрещает коллекционировать. Даже самые известные стендап-комики выступают с юмористическими заготовками.

Любые особые таланты – это хорошо

Некоторые стендап-комики покоряют свою публику особыми талантами: например, Иван Абрамов – прекрасно играет на музыкальных инструментах и поет. Есть комики-пародисты и комики-битбоксеры.

Ваши таланты, особые умения и способности – это ваш конек-горбунок. На нем неудобно (да и не нужно) ездить каждый день, но особые задачи он может решать, и в особых случаях (например, с некоторыми темами) выручает.

Но…

Артистизм не так уж важен

Есть стендаперы, которые выступают «в образе»: это необычно, цепляет за живое и запоминается. Нурлан Сабуров, Александр Незлобин, Сергеич… Но умение артистично донести информацию в стендапе совсем не главное. Вспомните, что «обычных» комиков, во всех похожих на «нормальных» людей, – гораздо больше, чем комедиантов-«актеров». Мы с удовольствием смотрим выступления Виктора Комарова, Славы Комиссаренко, Стаса Старовойтова.

И в стендапе, и в преподавании полезно иметь «туза» в рукаве, разыгрывать собственные «фишки». Но еще важнее знать, как правильно подавать свой материал. У юмористов есть теза, антитеза, синтез, эффект неожиданности. У преподавателей – методология, владение которой помогает достичь предсказуемого положительного результата в обучении.

Негативный опыт – в дело

В интервью большинство стендаперов признаются, что слишком счастливый комик – плохой комик. Ему просто не о чем писать. Любые провалы, расставания, неудачные решения стендаперы перерабатывают в успешный юмористический монолог.

У студентов на занятиях не всегда и не всё получается. Не позволяйте им упиваться поражениями, а себе – расстраиваться из-за них. Ищите такой угол подачи, с которым ошибки можно будет использовать в дальнейшем обучении.

Они наблюдательнее остальных

То, что обычный человек в лучшем случае заметит (но забудет), комик запишет, обдумает и превратит в удачную шутку. Пригождается умение разделять эмоции других людей. Интуиция тоже не мешает: она подскажет, «зайдет» ли шутка. 

Преподавателю наблюдательность на занятиях просто необходима: она помогает «считать» язык тела и микровыражения студента; вспомнить «несущественные» детали, о которых он упоминал пару уроков назад – и которые теперь мешают обучению; уловить момент, когда лучше предложить перерыв и т.д. Кстати, если вы достаточно наблюдательны, то сейчас вспомнили, что у нас на сайте можно проверить свою эмпатию и интуицию ;).

Знание своей публики – половина успеха

Дмитрий Романов как-то признался в интервью, что его часто спрашивают: нравятся ли шутки про евреев представителям этой национальности. Ответ был: да, нравятся. Большинство евреев имеют прекрасное чувство юмора и не чужды самоиронии. Ну, а остальным национальностям просто нравятся шутки про евреев.

Стендап-комикам важно знать свою аудиторию: если промахнуться с возрастом, кругом интересов, ценностями, картиной мира и «хайповыми» темами, то на концерте будут смеяться только 3 человека: жена, лучший друг и какой-то чувак «подшофе» с заднего ряда.

Мы не раз писали, что преподавателю не стоит заводить близкую дружбу со студентами, но проявлять сдержанный интерес к их жизни все же полезно: это поможет вернуть мотивацию, если она исчезает; найти тему для разговора на английском, которую студент будет не против «помучить» и т.д.

Непредсказуемость – основа основ

Главное в хорошей шутке – неожиданная концовка. Именно она «делает человеку смешно».

Неожиданные повороты во время занятия (смена темы, задание, которое раньше не выполняли, забавная песенка или физкультминутка, удачно встроенный анекдот), может, и не играют главную, решающую роль, – но точно создают динамику и вызывают желание продолжать (и занятие, и обучение в целом). 

Чтобы получилось хорошо, нужно помнить о важном

Стендаперы признаются, что шутки бывают разные. Можно обсуждать «хайповые» темы, высмеивать моду и нравы, шутить ниже пояса и обыгрывать забавные житейские ситуации. Но по-настоящему публике нравится, когда тема острая, настоящая, в чем-то болезненная. А шутка – пусть и дико смешная – всё же пережитая, выстраданная, предельно честная. Девиз стендапа: хочешь вызвать смех – говори о важном.

На занятиях цель вовсе не смех. Цель – прийти к тому результату, на который в глубине души (и на самом деле!) надеется студент. Достижение этой цели делает вас успешным репетитором. И чтобы достичь цели, о ней нужно постоянно помнить, ее нужно раз за разом обыгрывать, к ней нужно на каждом занятии понемногу приближаться.

Practice makes perfect

Нет ни одного стендап-комика, который бы утверждал, что впервые вышел на сцену – и покорил зал каждой шуткой. Большинство артистов этого жанра с присущей им самоиронией вспоминают, как забывали текст, или монолог сопровождала полная тишина. Профессионалы из шоу StandUp на ТНТ признаются, что те сочные, уморительно смешные шутки, которые мы видим по телевизору, сначала обкатываются в клубе на «тестовой» аудитории в 100 человек, 2-3 раза дорабатываются – и лишь затем идут в эфир.

Безусловно, у преподавателя по призванию и «от Бога» каждое проведенное им занятие (даже самое первое) вызывает исключительно положительные чувства. Но редко все получается «сразу и навсегда». Практика помогает достичь если не совершенства, то удовлетворения от процесса и отличного учебного результата.

Елена Тимофеева

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    530 8

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×