Мы становимся преподавателями, надеясь, что будем менять жизни студентов к лучшему и делиться с ними своей любовью к английскому языку. (Спойлер: так и будет!) Но есть еще и неудобная правда про преподавание английского языка, которую не рассказывают профессора в институте и завучи школ, в которые мы устраиваемся на первую работу. Их редко обсуждают с коллегами: это как-то «неудобно». Они неизбежны, но от них незачем бежать. Итак…

Вы не остров

Заманчиво готовиться к урокам самостоятельно или проверять домашние задания, ни на что не отвлекаясь. Но вопреки мнению новичков, преподаватель – это часть сообщества, преподавательской «банды». Если повезло попасть в коллектив людей, которые горят профессией и готовы делиться и знаниями, энтузиазмом, опытом, – от этого не стоит отказываться. А выяснить, насколько коллеги будут вам полезны в профессиональном плане, можно, только начав общаться, взаимодействовать, просить совета.

Кроме того, обучение – это стресс. Чтобы успешно справляться с нагрузкой, нужно обращаться за поддержкой и предлагать ее. «Точки контакта» в обычных школах – это учительские, в онлайн-школах – чаты, совместные онлайн-мероприятия (например, вебинары), профессиональные конкурсы, в которых можно поддерживать коллег. Даже Skyteach – это место встречи коллег, ведь под статьями можно делиться мнениями, опытом, выражать поддержку и благодарность автору (если материал получился полезным).

Вы будете уставать

Когда-то вы могли не спать всю ночь, отмечая день рождения подруги «прогулкой» по ночным и караоке-клубам, а потом идти на пару как ни в чем не бывало. Преподавание – это серьезная эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, и так больше не получится. Вроде, не таскали кирпичи весь день, но – как в детском оздоровительном лагере – к 9 часам вечера уже хочется отбоя.

Иногда вы будете болеть

В офлайн-школах педагоги болеют чаще, ведь они ежедневно взаимодействуют с сотнями иммунных систем и сталкиваются с воздействием тысяч чужеродных бактерий. Онлайн-преподаватель от этого, конечно, застрахован, но от недомоганий в принципе — нет. Смиритесь с тем, что вы не робот и позвольте себе поболеть ровно столько, сколько необходимо, чтобы по-настоящему вернуться в строй.

Не пренебрегайте планированием

Студенты умеют удивлять. Иногда они справляются со всеми запланированными заданиями быстрее, чем вы ожидаете. Чтобы не решать проблему на ходу, лучше иметь пару заданий в запасе или тузов в рукаве — игр или развлечений, которые нравятся всем. Так у студента-спринтера и впредь будет повод успевать и стараться больше.

Отступайте от планов занятий

Планы строят, чтобы их придерживаться. Если есть план урока, программа курса и четко прописанная методика – то от добра добра не ищут. Но каждый студент уникален и, что еще важнее, уникальны его индивидуальные цели обучения, даже если звучат они у многих одинаково: выучить английский «для себя», «для общего развития», «для поступления в вуз». Немного варьировать программы и планы занятий под себя ради того, чтобы студент каждый раз становился на шаг ближе к своей истинной цели, – оправданно.

Уроки могут проваливаться

Есть поговорка You can plan a pretty picnic, but you can’t predict the weather. Она относится к преподаванию в том числе. Как бы замечательно вы ни спланировали занятие, как бы хорошо ни подготовились – что-то может пойти не так, и урок получится «не wow». Это нормально. И это повод постараться в следующий раз.

Будьте вежливы с теми, кто находится за сценой

Как обычная школа, так и онлайн-школа, держатся на тех, кто ежедневно трудится, чтобы все работало как часы. В обычной школе влияние вспомогательного персонала (вахтеров, буфетчиц, охранников, секретарей в администрации) заметнее, а конфликты с ними серьезно отравляют жизнь педагога. Онлайн-преподаватель же время от времени общается с техподдержкой, асессорами, персональными менеджерами студентов. Будьте вежливы: на них держится система, и в наших общих интересах – чтобы держалась и впредь.

Студенты не укладываются в стереотипы и шаблоны

Может показаться, что неусидчивый ученик будет медленно продвигаться в языке, а спокойный, обстоятельный и ответственный – достигать больших успехов. Но далеко не всегда это так. Стереотипными могут быть наши мнения о темпераментах, наследственных способностях, дисциплинированности, связи профессии и характера. Ошибаться мы можем и в истинных целях изучения языка, что приводит к взаимному недовольству со студентом, ощущению бессилия и снижает показатели успешности в профессии. Чем меньше вы позволяете себя поддаваться шаблонному мышлению, чем больше открытых вопросов задаете, наблюдаете за языком тела и слушаете подтексты – тем больше шансов, что профессия вас не разочарует.

Иногда вы будете поддаваться слабости

Будет не получаться. Силы время и эмоции, вложенные в ученика, не будут приносить плоды. Вы будете чувствовать себя не на высоте… Долой перфекционизм! Разрешайте себе ошибки и неудачи. Именно на них большинство людей учатся. Найдите способ избавляться от негатива, раздражения, стресса и ощущения бессилия. Каким бы этот способ ни был – скалолазание, танцы, бокс, бег или вязание – не забрасывайте его даже в периоды с плотным расписанием занятий.

Не все люди уважают профессию педагога

Будут и пропуски без уважительных причин или без предупреждения, и невыполненные домашние задания, и внутреннее сопротивление учебе и авторитету преподавателя. К сожалению, с этим придется смириться.

Не всем студентам вы будете нравиться…

…а взаимная симпатия далеко не всегда залог успешных занятий и отличного результата (хотя часто). Иногда антипатия имеет под собой основу, о которой мы не догадаемся, и причины редко кроются в нас самих. Если вы прошли не один этап собеседований, понравились нескольким опытным людям, отвечающим за обучение и адаптацию новых сотрудников, то не стоит винить себя в том, что не понравились студенту. Асессоры оценят запись занятия и вынесут объективное мнение.

Дело вообще-то может бы и в вас: речь, например, о разнице темпераментов с учеником. Но темперамент – характеристика врожденная и постоянная, плохих и хороших вариантов тут не бывает. На том и порешим.

Неизбежна профдеформация

Мы писали о том, как профессия студента отражается на его учебных успехах, но на педагоге она тоже отражается. Если вы работаете давно, то, скорее всего, иногда усилием воли (или по просьбе близких) приходится «выключать преподавателя». Это состояние желательно как можно раньше заметить, чтобы отношения с близкими оставались гармоничными, а жизнь – сбалансированной.

Вам будет казаться, что в обучении нет смысла

Преподавание – это профессия, в которой награды и благодарность приходят не сразу. Правда, когда речь об английском, положительный эффект от занятий заметен быстрее: студенты будут отлично сдавать важные экзамены, получать новые должности или быстро адаптироваться в процессе эмиграции.

Но иногда вам все равно будет казаться, что старания напрасны, и вы вовсе не меняете жизни людей, а просто работаете за зарплату. Это не так! Английский язык вскоре войдет в человеческий генокод, станет частью не только успешного будущего, но и личности, и культуры. И ваши ученики рано или поздно почувствуют, что их жизнь под влиянием новых знаний меняется не только снаружи, формально, но и изнутри, – и отправят вам мысленное спасибо.

Комментарии (3)
  • Фото аватара
    Елена

    Особое спасибо за Урок может проваливаться: проверяющим чиновникам в голову не приходит, что урок может «не пойти». А фраза Вы дали домашнее задание за 3 минуты до звонка равна смертному приговору и перечеркивает все, что было хорошего на уроке.

    21.10.2019
  • Фото аватара
    Елена

    А бывает и так, что строишь урок, продумываешь момента, а ученик твердит » don’t understand». Ни объяснения, ни язык жестов не помогают. И нарушена коммуникации, нет эффекта от урока. TTT превысил STT. Катастрофа!
    Но… не хотеться отступать и ждёшь его… ПРОРЫВА.

    29.08.2019
  • Фото аватара
    Наталья

    Спасибо Вам, Елена, за замечательную статью. Все в точку! Лично у меня перед началом нового учебного года просто катастрофа с самооценкой и уверенностью в своих силах..Хочется, чтобы тебя все уважали и любили, чтобы все уроки были идеальными, чтобы ученики не уходили, чтобы было полно сил даже в 21.00, плюс научиться летать, стрелять лазером из глаз и усилием воли перемещать предметы))) И забываешь, что ты просто человек, и могут быть и неудачи,и провалы, и пропуски, и недооценивание, и это не только у тебя, а и у многих таких как ты. А раз так, то эти трудности-естественная часть процесса преподавания, их нужно учитывать, но не зацикливаться, черпать из них позитивный опыт, делать выводы, учиться, развиваться и не забывать о тех, кто летит к тебе на занятие, кто переживает за любой перенос, кто сдал экзамен, получил новую работу, совершил путешествие мечты, переехал за границу или просто в конце урока тянет время,чтобы не прощаться до следующей встречи!

    27.08.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×