«Почему у меня не получается учить язык?» или 8 возможных ответов расстроенному студенту

«Почему у меня не получается учить язык?» или 8 возможных ответов расстроенному студенту

Вопрос не обязательно прозвучит именно так, но суть останется прежней. Так что же можно ответить студенту, у которого случился «кризис веры» – чтобы своим ответом не пошатнуть самооценку еще сильнее и не отбить желание продолжать занятия?

Сразу перечислим плохие, очень плохие ответы:

  • «Потому что вы мало стараетесь»
  • «Потому что ретроградный Меркурий завис прямо над вами и решил остаться там навсегда»
  • «Потому что ваша троюродная бабушка предсказала, что не судьба»
  • «Потому что в прошлой жизни вы были бабочкой»…

…и прочая эзотерика в духе «у вас нет способностей». О том, насколько сильно наследственность на самом деле влияет на результат, мы писали. Даже если на старте разницу в способностях студентов преподаватель легко почувствует, по мере изучения языка она быстро сглаживается мотивацией и приложенными усилиями. В общем, не наш это ответ.

Ниже несколько ответов на вопрос «Почему, ну почему у меня не получается?!». Выбирайте тот или те, которые лучше соответствуют конкретной ситуации.  

«Потому что заниматься языком нужно чаще»

Родную речь мы слышим с рождения, а родной язык десять лет учим в школе. И далеко не всегда этого достаточно, чтобы не путать -тся/-ться. Что уж говорить о языке неродном! Два занятия в неделю – пусть даже студент выкладывается на них «по полной», а домашние задания выполняет исправно и на пятерки – это недостаточно.

Говоря «чаще», мы не имеем в виду «больше». Такая формулировка и трудоголика отпугнет. Не обязательно отсиживать (и оплачивать) учебные часы – нужно просто «встречаться» с английским языком чаще. Предложите студенту слушать англоязычные подкасты и радио, посещать встречи языковых клубов, смотреть сериалы или мультфильмы, повторять новые слова с помощью полезных приложений.

«Потому что язык нужно не учить, а использовать»

Английский, как и любой другой иностранный язык, – это не наука, не предмет. Это навык! С каждым следующим упражнением, каждой сказанной правильно фразой, каждым сыгранным по ролям диалогом владение навыком растет. Нужно лишь обеспечить себе больше практики. Посоветуйте студенту создать для себя языковую среду, а любой теоретический материал или новую лексику помогайте поместить в «контекст».

«Потому что вы относитесь к изучению языка слишком серьезно»

Нет, речь вовсе не о дисциплине и самоорганизации. Эти прекрасные качества в изучении английского ещё как нужны! Но иногда (а лучше почаще) на занятиях нужно развлекаться, веселиться, получать удовольствие. Если ни одна из полезных языковых активностей радости не приносит, значит, предложите студенту поделиться с вами своими увлечениями и хобби. «Впишите» их в планы занятий – и дело пойдет веселее. А заодно результативнее.

«Потому что вы боитесь ошибок»

Это в бухгалтерии ошибки – истинное зло, ведь если попадет в документацию ошибка, то придется платить лишние налоги или даже штрафы. Занятий, во время которых ошибаться нельзя, много, но изучение иностранного языка не одно из них. Здесь наоборот: только так и можно научиться! Если слишком старательно осваивать грамматику, упорно проводить параллели с родным языком и бояться лишний раз сказать что-то вслух (вдруг неправильно?) – то результат всё равно будет. Но не такой заметный и приятный, как хотелось бы.

«Потому что цель в вас не отзывается»

На платные занятия с преподавателем приходят, в основном, те, у кого есть внятная цель: подтянуть оценки, подготовиться к экзамену или переезду в другую страну. Но далеко не всегда наши «внешние» цели перекликаются с внутренними желаниями, мечтами и склонностями. Ну и конечно, пригодится лишний раз уточнить, а есть ли цель, понимает ли ее студент так же, как вы. И, собственно, нужен ли ему язык – или это навязанная кем-то необходимость. Если так, придется найти в занятиях новый смысл – нечто, что зацепит, к чему по-настоящему захочется стремиться.

«Потому что вы завышаете ожидания»

Бывает так, что у студента всё отлично получается, но он типичный перфекционист и нацелен на сверхрезультаты. Или в силу характера, наоборот, сомневается в своих успехах, не верит в них и в себя. Предложите составить план предстоящих вех-достижений, следуйте ему и вместе отмечайте галочками всё, что получается.

«Потому что вы не прислушиваетесь к себе»

И ученые, и обыватели давно знают про биоритмы – но мало кто учитывает их в повседневной жизни. На работу по графику, отдых – вечером, учеба – когда есть свободное время. И всё же у каждого из нас есть пики умственной активности. Есть среди нас совы и жаворонки. Есть даже те, кто лучше соображает, если правильно питался в течение предшествующих суток. Предложите студенту понаблюдать за собой (можно даже дневник энергии вести) и попытаться подстроить свое учебное расписание под физиологию. А ещё будет полезно принимать поливитамины – особенно сейчас, осенью.

«Потому что вы привыкли, что получается с лёту и легко»

Чем дальше продвигаешься в изучении любого предмета или освоении навыка, тем сложнее становится, и тем медленнее прогресс. Если «не получается» всё чаще, но вы видите для этого объективные причины (более сложная лексика и грамматика, выше требования) – честно признайтесь студенту, что для него есть хорошая новость: он уже настолько продвинулся вперед в языке, что и правда стало сложнее. Так держать!

Елена Тимофеева

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    8870 24

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×