Семь элементов автономии для студентов

Семь элементов автономии для студентов

Автономия в образовании — это способность студентов брать на себя ответственность и самостоятельно отслеживать свой процесс обучения. Слово имеет греческое происхождение и дословно переводится, как «независимость». Впервые этот термин в свете обучения иностранным языкам был употреблен во Франции Научным центром исследований (Centre de Recherches et d’Applications Pédagogiques en Langues CRAPEL) еще в начале 70-ых. Говоря о педагогической автономии, мы не имеем в виду абсолютную независимость студентов от учебного процесса, преподавателей и других учащихся. Под этим термином подразумеваются навыки самообучения, которые, способствуют успеваемости и приобретению новых знаний параллельно со стандартным учебным процессом. Далеко не все студенты имеют навыки автономии, но учитель может их развить. 

Разберем 7 элементов, помогающие студентам стать «независимыми». 

  1. Умение учиться. 

Помогите своим ученикам не просто учить лексику и грамматику английского языка, но и самим проводить исследования, находить интересные материалы, разбираться в грамматике, читать транскрипцию. Для этого нужно:

  • научить пользоваться различными словарями, как онлайн, так и книжными;
  • объяснить, как читать и писать транскрипционные знаки;
  • помочь составить грамматические таблицы; 
  • научить методу запоминания слов через ассоциации;
  • показать, как написать словарные карточки;
  • познакомить с известными интернет-ресурсами книг и учебников на английском.
  1. Правильная оценка прогресса. 

Мы уже говорили о том, что автономия студентов — это умение брать ответственность за свой прогресс на себя. Помогите студенту правильно сформулировать цели обучения, объясните важность промежуточных целей и регулярных занятий, составьте трекер задач. После каждого урока спрашивайте студента, что именно ему запомнилось, что нового он узнал, чему научился, что может сразу применить на практике. Побудите его самостоятельно достигнуть одну из его промежуточных целей, например, посмотреть интересную лекцию TED и составить по ней собственный quiz. 

  1. Участие во внеклассных занятиях. 

Изучение языка происходит не только в стенах реального или виртуального класса, но и за его пределами. Дайте ученикам задание выполнить максимальное количество действий из вашего чек-листа на английском языке. Помогайте ему в выполнении, подсказывайте, как выполнить задание или где найти инструменты. Будьте доступны. 

Примерный вариант чек-листа.

  • Вести дневник на английском.
  • Писать мемуары о своем путешествии за рубеж на английском во время отпуска.
  • Посмотреть фильм или сериал на английском.
  • Составить тест по формату «вопрос-ответ» по нему.
  • Дублировать свои посты в социальных сетях и на английском.
  • Объяснить кому-то правила грамматики так, будто он преподаватель.
  • Проверить не свою домашнюю работу на ошибки.
  • Составить список песен, где используется прошедшее время/сравнения/ оборот I wish… 
  • Устроить челлендж «одного дня на английском».
  •  Купить свою любимую книгу на английском, прочесть ее и составить по ней словарь. 
  1. Проведение исследований. 

Личный пример самый наглядный. Задача преподавателя не просто помочь студенту понять принцип самообразования, но и помочь оценить важность этого процесса. Благодаря личному примеру, мы поможем развить в себе независимость и желание самосовершенствоваться не только на примере английского языка. Например, студент забыл грамматические правила по теме 1st/2nd/3rd Conditionals. Вместо того, чтобы вновь объяснять ему все или подсказывать, устраняя преграду на пути к выполнению его задачи, помогите ему самостоятельно провести исследование и найти необходимую информацию. Сделать это можно в несколько этапов: 

  • подскажите источник с базой грамматических тем;
  • дайте студенту время на самостоятельный разбор правила;
  • задайте ему составить свою таблицу с примерами;
  • попросите его объяснить вам разницу в Conditionals;
  • вернитесь к упражнению, в котором возникла проблема. 
  1. Самостоятельная работа над ошибками.

При проверке домашних работ или контрольных заданий учителя часто видят пробелы своих учеников. Ни для кого не секрет, что каждая письменная работа — хорошая возможность для преподавателя наглядно увидеть, в чем еще ученика стоит подтянуть. Прекрасным элементом автономии для студента является самостоятельная работа над ошибками. Как ее проводить:

  • после проверки его письменной работы, поработайте над лексикой и грамматикой, в которой были ошибки, например, составить с ней примеры; 
  • попросите его объяснить вам пройденный материал;
  • верните ему его работу, в непроверенном виде и попросите самостоятельно найти ошибки. 

Это упражнение хорошо помогает увидеть, какие еще недочеты остались после повторного обсуждения темы, а также повышает мотивацию ученика и его способность самостоятельно видеть возможности для прогресса. 

  1. Повышение мотивации.

Ни для кого не секрет, что для эффективного процесса обучения нужна сильная мотивация. Особенно важна она при самообразовании или самостоятельном выполнении каких-либо учебных заданий. Научите студентов не просто учить язык, но и быть мотивированным для этого процесса.

  • Обсуждайте на уроках примеры людей, которые своим трудом и усердием добились отличных результатов в изучении иностранного языка или обсуждайте топики о самомотивации и привычках высокоэффективных людей.
  • Попросите своего студента составить персональный список дел, помогающих вернуть или сохранить мотивацию.
  • Помогите ему оценить свое эмоциональное состояние до/во время/после уроков, тестов или языковых клубов на английском.
  • Создайте вместе трекер эмоций и привычек.
  • Интересуйтесь его успехами. 
  1. Самостоятельное построение плана занятий. 

Пусть ваш студент сам выберет те темы и материалы, которые хочет проходить на уроках с вами. Для этого, ему будет нужно:

  • определить свою цель изучения языка;
  • выявить свой уровень владения с вашей помощью;
  • исследовать список тем и лексики, который необходим для достижения его цели;
  • выбрать те, которые он хочет пройти в первую очередь;
  • написать план курса и обсудить его с вами;
  • прислушаться к вашим методическим советам (некоторые грамматические темы невозможно освоить без знания других).
  • составить план урока, с учетом проработки всех навыков: говорения, аудирования, чтения и письма; 
  • подобрать материалы или курсы из тех, что вы предложите;
  • отслеживать свой успех. 

Вышеперечисленные 7 элементов автономии помогут вам привить своим студентам, как школьного, так и взрослого возраста, навыки самообразования. Это пригодится им в изучении абсолютно любых предметов и дисциплин, а также сильно облегчит вашу задачу, как учителя. Большинство психологов и методистов сходятся во мнении, что автономия студента — одна из основ высокой эффективности людей, побуждающая их к успехам в карьере и образовании. 


 

Элизабет Мунтян

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    660 0

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×