Помогаем своим ученикам повысить успеваемость: лайфхаки и советы

Помогаем своим ученикам повысить успеваемость: лайфхаки и советы

Современные дети загружены не меньше взрослых: учеба в школе, дополнительные занятия, кружки, репетиторы, занятия музыкой, танцами, спортом, плаванием. Казалось бы, у детей полно энергии и они все с легкостью успевают. Но это далеко не так. В один прекрасный день родители замечают, что начинает страдать успеваемость в школе. Это никак не входит в планы, поэтому все силы и средства кидаются на устранение этой проблемы. 

Скорее всего каждому из нас знакома ситуация, когда родители приводят к нам детей на репетиторство, чтобы подтянуть оценки. Вскоре мы уже совсем точно понимаем, что дело не в предмете, а в том, как ребенок воспринимает школу и обучение. Как помочь таким детям улучшить успеваемость и вернуть мотивацию к учебе?

Рабочие лайфхаки для учителей

Независимо от того, являетесь ли вы школьным преподавателем, частным репетитором или учителем в языковой школе, вы точно хотите подружиться со своими «сложными» учениками и помочь им начать лучше учиться. Для начала следует обсудить с ними несколько полезных советов. 

Лайфхак #1. Больше никаких прогулов

Каждый ребенок знает, что прогуливать — нехорошо: дети слышат это и от родителей, и от учителей. Но мало кто понимает, почему прогулы сказываются на успеваемости. Ваша задача, — объяснить ребенку, как регулярное посещение уроков без прогулов может помочь ему подтянуть оценки. Проведите эксперимент: 

Предложите своему ученику решить тест, в котором будут упражнения на тему, которую он хорошо понимает и на тему, которую вы еще не прошли вместе или не успели качественно закрепить. Вместе проверьте работу. Спросите его, что было сложно, что было легче, а что вовсе непонятно. Покажите ребенку связь между тем, что вы проходите вместе на уроке и тем, что было для него сложно и легко в тесте. Наша цель — наглядно показать, что сложности с пониманием материала связаны с тем, что ребенок просто не слышал объяснение. 

Лайфхак #2. Активная работа в классе — залог успеха

Но мало просто находиться в классе физически. Нужно сосредоточиться на материале. Помогите своему ученику научиться делать короткие, но понятные конспекты, чертить графики и делать заметки к уроку. Это поможет ему быть вовлеченным во время урока и усвоить больше 50% материала уже в классе. 

Эксперимент: проведите урок, на котором ученик будет активно делать записи, задавать вопросы и записывать примеры. Задайте ему домашнее задание. Пусть ученик сравнит время, которое он тратит на выполнение домашнего задания по уже готовым конспектам с урока со временем, которое он тратит на выполнение задания, о котором не имеет никакой информации. 

Лайфхак 3: Читерство «крадет» знания

Некоторые ученики, ради хорошей оценки, готовы и схитрить: подготовить шпаргалки, списать у соседа по парте. Но это не решение самой проблемы, это лишь временный выход из ситуации. Обсудите на уроке с учеником, почему не стоит прибегать к таким методам. Если это урок английского, то обсудите с учеником такие темы, как:

  • Why do we cheat?
  • Is cheating a crime?
  • Moral side of cheating and lying. 

Если же вы преподаете в школе, то на основе этих тем можно провести очень интересные групповые уроки с дискуссиями. Разделите класс на 2 группы: каждая должна подготовить аргументы за и против “читерства”. Проведите урок в стиле заседания суда. 

Лайфхак 4: Домашние задания – не наказания

Как же помочь своим ученикам серьезнее относиться к выполнению домашнего задания? Не перегружайте их. Конечно, каждый педагог считает, что чем больше и лучше отработать тему дома, тем продуктивнее можно провести время на уроке. Наша задача — добиться выполнения домашнего задания. 

Объясните ученику, зачем ему задают работу на дом. Просмотрите совместно материал, спросите все ли понятно. Объясните то, что может вызвать сложности. Разберите несколько примеров. Покажите ему результат. 

Лайфхак 5: Задавать вопросы — это нормально

Большинство учеников теряют мотивацию к учебе, из-за чего портятся оценки, так как на уроке им что-то остается непонятным. Класс идет по программе дальше, а ребенок остается с не усвоенным материалом.  Это тормозит успех и сказывается на всех дальнейших знаниях. Происходит этот сценарий из-за того, что многие просто стесняются задавать вопросы. 

Помогите ученикам преодолеть барьер и научиться спрашивать, когда что-то непонятно. Для этого, в начале каждого урока проведите warm-up и повторите то, что проходили на предыдущем уроке, а в конце — короткий review. 

Если вы работаете с большим классом, обязательно проработайте материал индивидуально с теми учениками, у которых возникли сложности при выполнении практических заданий. 

Например, после объяснения темы на Present Perfect, напишите на доске несколько предложений, допустив в них ошибки. Попросите детей найти ошибки и постараться их объяснить. Помогайте малоактивным детям проявлять инициативу: если ребенок ведет себя пассивно при разборе практического задания, мягко поинтересуйтесь, все ли ему понятно. Донесите до детей мысль, что не понимать что-то или ошибаться — это нормально, и это тоже часть обучения.

Если через один-два урока, вы все же замечаете, что у кого-то из детей есть трудности с этой темой, предложите задержаться после урока на 10-15 минут. Будьте другом. Поинтересуйтесь, что именно осталось сложным для ребенка и разберите эту часть вместе еще раз. Так, ваши студенты научатся не бояться учителей и задавать вопросы, которые составляют важную часть процесса обучения. 

Дополнительные советы студентам

На высокую успеваемость отражается не только то, как дети работают в классе, но и то, как проходит их учебный процесс дома. У большинства подростков основной проблемой, которая мешает им хорошо учиться, становится отсутствие организованности. Как с этим бороться?

Совет 1. Составить график

Записи, заметки, таблицы с расписанием или приложения в телефоне помогают отслеживать прогресс и не упустить детали. Так, к примеру, ученик не забудет выполнить домашнее задание, если отметит его у себя в расписании на стене. Также, это мотивирует, так как ребенок видит, сколько всего за день он уже успел сделать. Со временем, такой четкий график войдет в привычку, что отразится на ответственности учащегося. 

Совет 2. Не откладывать на потом

Прокрастинация  — не лучший друг молодежи. Из-за нее накапливаются дела, невыполненные домашние задания, а к тестам и экзаменам готовятся в последнюю ночь. Нужно систематически отучать себя от того, чтобы оставлять на потом важные дела: 

  • выполнять домашнюю работу сразу по приходу домой до отдыха;
  • начинать читать список литературы за семестр в самом начале учебного года;
  • постепенно писать конспекты и выделять важные темы для экзаменов, в процессе их прохождения;
  • проводить необходимые исследования и до конца прорабатывать материал задолго до зачета по этому предмету. 

Совет 3. Порядок на столе — порядок в голове

Как бы банально это ни звучало, но процесс учебы значительно облегчает порядок в учебных принадлежностях и на рабочем столе. Если студента радует состояние его рабочего пространства, все удобно, аккуратно и даже эстетично, то и сил с мотивацией на учебу остается гораздо больше. 

Успеваемость — это не только оценки и результаты итоговых работ, это, в первую очередь, знания, которые остаются в голове у студентов в конечном итоге. Эти знания, как и процесс их приобретения, должны приносить радость студентам: так они будут иметь большую ценность. Чем меньше негативных эмоций и стресса будет испытывать ученик во время учебы, тем больше удовольствия ему будет доставлять сам процесс приобретения знаний, что не может не мотивировать. Пользуясь этими советами, вы научите своих студентов учиться, а это навык, не теряющий своей ценности ни в каком возрасте. 



Элизабет Мунтян

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1480 3

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×