20.03.2021
515
0

Языковое портфолио как средство рефлексии в процессе обучения

Анастасия Яковлева

Дипломированный специалист MA in Educational technology, преподаватель направлений Junior и Exam в Skysmart

Работа преподавателя как индивидуальных, так и групповых уроков английского часто приводит к сложностям разного рода: «особые» ученики, ученики с неустойчивой мотивацией к обучению, дети-перфекционисты требуют разного подхода, а их родители желают достичь видимых результатов, не всегда ориентируясь на реалистичные рамки, в которые прогресс станет ощутимым. В общеобразовательной педагогической практике наличие реального прогресса ученика часто подменяется средним баллом, оценкой, через призму которых преподаватель объясняет наличие или отсутствие тех или иных навыков и потенциал развития. Но заметен ли при этом прогресс ученику и его родителям? Является ли сам ученик активным участником процесса своего обучения? Достаточно ли он мотивирован? Рефлексия над этими вопросами не обязательно должна становиться рутинным занятием, а преподаватель не должен чувствовать себя одиночным участником «забега». Вернуть динамику и осмысленность в учебный и рабочий процессы поможет языковое портфолио.

Формат и содержание портфолио: каждый решает сам?

В самом общем смысле языковое портфолио является «сборником» работ ученика за определенный период времени (он определяется преподавателем исходя из целей и потребностей ученика). Это трекер, который демонстрирует уровень языковых знаний в начале, на текущий момент, а также желаемый уровень по завершении периода обучения.

Структурно портфолио состоит из паспорта ученика (часто включает международные языковые сертификаты разных уровней, начиная с YL-линейки) его языковой биографии (опыта изучения и использования языка в среде) и досье (групповых и/или индивидуальных проектов, презентаций, фото- и видео-материалов, устных и письменных заданий, которые ученик аккумулирует в процессе языкового развития).

В силу своей универсальности языковое портфолио может использоваться при работе с разными возрастными группами, однако возраст учеников будет играть ключевую роль в принятии решения о том, с какого компонента портфолио можно начать его интеграцию в языковое обучение: с досье или с паспорта ученика и языковой биографии. Первый способ более эффективен при работе с детьми младшего дошкольного и школьного возраста, когда восприимчивость к игровому обучению высока, и синхронизировать задания для досье с другими обучающими играми и интерактивными упражнениями проще. Постепенное внедрение компонента языковой биографии будет способствовать расширению кругозора учащихся и в перспективе повысит уровень личной ответственности ученика за результаты в обучении.

Ученики среднего и старшего школьного возраста могут начать работу с паспорта и языковой биографии: некоторые из них уже могут иметь разнообразные языковые сертификаты, опыт путешествий, проживания или обучения за рубежом, общения с иностранцами. Портфолио позволит им лучше понять дальнейшие планы языкового обучения, свои слабые и сильные стороны и примерную траекторию развития.

Преподаватель в данном случае должен стремиться оказывать понятную профессиональную экспертизу предыдущим знаниями ученика и указать на точки роста. В процессе работы с портфолио ученик пополняет досье заданиями, которые отвечают его личным целям и продуктивно прокачивают необходимые навыки, а в ходе формальной проверки этих навыков (например, сдачи международного экзамена) пополняется языковой паспорт.

Начиная работать с языковыми портфолио, преподаватели часто неверно понимают его концепцию — это не просто инструмент «коллекционирования» всех работ ученика без исключения. Это, прежде всего, инструмент коммуникации: он делает профессиональные отношения в паре преподаватель — ученик горизонтальными и демократичными, при этом позволяя участникам такой коммуникации периодически меняться ролями и учиться новому друг у друга. Вспомните, что было для вас недоступным и вызывало большое любопытство, когда вы были учеником? Мы не ошибемся, если ответим — все хотели знать, как преподаватель оценивает работу и справедлива ли при этом его оценка. Работая с портфолио, вы сможете дать ученику шанс заглянуть за дверцы этого «волшебного шкафа» и научить его самостоятельно оценивать собственный прогресс.

Ассессмент с приставкой «self-»

Использование любых, даже самых креативных инструментов обучения, требует тщательной оценки. Однако помимо традиционных форм диагностического и итогового тестирований языковое портфолио позволяет привлечь ученика к оценке собственного прогресса и умений, что не всегда уместно применять в рамках работы с классическими УМК. В зависимости от того, какой компонент портфолио предлагается оценить, ученик будет попеременно использовать каждую из указанных выше форм контроля. Разумеется, это не предполагает полной отмены мониторинга прогресса со стороны преподавателя. Самопроверка — это лишь дополнительное интеллектуальное упражнение для ученика, не имеющего той методической подготовки, которая есть в распоряжении преподавателя. Не стоит забывать про гибкость и демократичность самого инструмента: портфолио в большей степени является зоной ответственности обучаемого и тем самым стимулирует учеников рефлексировать на тему своего языкового развития. Начать можно со следующих шагов:

Шаг 1: Расскажите ученику, а желательно и его родителю, какие формальные способы оценки языковых знаний существуют и как он может сориентироваться в них. Начните со Шкалы Совета Европы (CEFR) и предложите ученику и/или его родителю найти в таблице тот сет навыков, которыми он владеет. Стандартный визуал шкалы выглядит таким образом, но ее всегда можно адаптировать в зависимости от возраста и типа используемого портфолио: печатный или электронный формат.

Шаг 2: Предложите ученику выполнить небольшое упражнение по оценке одного из ранее выполненных заданий. Начинать тренировать навык самопроверки лучше с заданий, которые не требуют серьезной подготовки или экспертных знаний. К примеру, это может быть последний из написанных диктантов или короткое электронное письмо. В каждом из случаев ученика важно снабжать материалом для проверки ответов по факту выполнения заданий и давать обратную связь по итогам самопроверки. На первоначальных этапах и в ходе самопроверки учеником более сложных заданий, например, эссе, преподавателю нужно будет периодически прибегать к самостоятельному созданию материалов либо адаптировать существующие чек-листы под нужды конкретных заданий, а также обсуждать с учеником стратегии их использования на занятии и вне его.

Языковые портфолио: FAQ и ответы на них

Зачем интегрировать языковое портфолио в процесс обучения?

Работа с портфолио воспринимается преподавателями как дополнительная нагрузка. Будем честны: это действительно так: помимо привычной рутины в виде планирования и подготовки материалов к урокам вы будете затрачивать дополнительное время на поиск новой информации, ее фактчекинг, самостоятельное создание активностей для портфолио и прогнозирование того, какие навыки будут прокачивать ученики в ходе выполнения заданий.

Это сложный, но увлекательный путь, в процессе которого вы лучше узнаете друг друга, а также попробуете себя в роли разработчика учебных материалов, при этом имея возможность практически проверить их ценность. В долгосрочной перспективе это станет не только инструментом повышения вовлеченности учеников в процесс обучения, но и возможностью разобраться в тонкостях педагогического дизайна.

Как соотнести языковое портфолио с школьной программой и/или учебником?

Сложность и прелесть языковых портфолио состоит в том, что это поле педагогических экспериментов как со стороны учителя, так и ученика: для обоих портфолио превращается в дополнительную возможность самовыражения за рамками школьной программы.

Периодически ученики могут высказывать справедливые комментарии о неэффективности знаний «по учебнику», чувствовать разочарование и злость из-за непонимания того, как применить все, что дает учитель, на практике или вовсе не ощущать потребности монотонно следовать инструкциям преподавателя, который использует учебник как скрипт. Представьте себя на месте ученика, изучающего язык, который вынужден (часто неосознанно) выполнять задания, при этом понимая, что он не является активным участником своего же образования, а молчаливым исполнителем. Учитывайте возраст, об этом мы уже писали выше, и эмоциональное состояние ученика на занятиях. Без энтузиазма относится к изучаемой теме, пассивен и неохотно идет на контакт? Попросите конструктивно покритиковать задание и предложите создать собственное в рамках изучаемой темы. Прочитали и уже забеспокоились о том, что такой подход может повлечь за собой дисциплинарные проблемы? Не стоит: так реализуется один из главных принципов языковых портфолио — вовлеченность обучаемого.

Я не уверен(а), что ученик способен честно и беспристрастно себя оценить. Стоит ли в принципе давать возможность ученикам оценить себя самостоятельно?

Цель самопроверки заключается в формировании привычки к объективному контролю, умению брать на себя ответственность за результат или его отсутствие, не в замене преподавателя методами самоконтроля как такового. Языковое портфолио — это динамический инструмент, и его коммуникативная сторона подразумевает построение доверительных отношений с учеником и создание стимула к саморефлексии, другими словами, к умению размышлять над любым видом деятельности, который влияет на итоговый языковой прогресс. Для того, чтобы помочь ученику сформировать такую привычку, предложите написать короткое эссе на тему «What kind of learner I am?», предложите в качестве домашнего задания прочитать заранее подготовленную вами историю и составить к ней два задания для преподавателя или класса, если урок групповой, уделите время обсуждению того, какие задания ученику/классу кажутся наиболее эффективными и интересными.

По мере работы с разными активностями, требующими рефлексии ученика, постепенно усложняйте задания, которые станут частью досье в портфолио. Одно из таких — подготовка плана урока по теме, важной для ученика. Она поможет отработать нужные на текущем этапе навыки. Помните, что переживать о том, способен ли ученик адекватно оценить себя — нормально, цель тренировки навыка самоконтроля заключается не в том, чтобы подготовить его к работе без преподавателя, но в команде с ним. Поэтому при работе с языковыми портфолио не забываете совместно вносить и обсуждать все изменения его компонентов.

Независимо от того, на каком этапе своей карьеры преподаватель обращается к инструменту языкового портфолио, работа с ним становится отличным шансом не только повысить уровень осознанности обучающихся, но и пересмотреть свой уровень профессионального развития в кратко- и долгосрочной перспективе, расширить методологический инструментарий для оценки знаний, понять, какие пробелы в профессиональном развитии необходимо устранить. Мы считаем, что это тот самый профессиональный челлендж, в котором стоит поучаствовать каждому преподавателю. А как считаете вы?

Почитайте по теме: Элемент соревнования на уроке: о чем следует помнить?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×